Как изучать историю

Интерес к событиям прошлого присутствовал во многих из нас с самого детства. Как раньше жили, воевали, развивались и самоуничтожались целые народы и нации, всё это мало кого оставит равнодушным. Со временем, этот интерес затухал из-за круговорота и рутины обыденной жизни, которая доставляет немало хлопот. Но периодически, у человека вновь возгорается любопытство к истории, которое он стремится удовлетворить. Но как это сделать так, чтобы докопаться до истины и не угодить в лабиринты наукообразной лжи, которой наводнена вся историческая наука? Ведь история пишется победителями, а значит побеждённый будет вписан как враг народа, а победитель как герой и спаситель. Как разобраться, кто в действительности был врагом, а кто героем мы и поговорим в нашей статье.

Сразу нужно усвоить 2 вещи: 1. События прошлого (быль) имеет только одну форму. Они происходили именно так, как происходили. Не может быть несколько верных мнений по этому вопросу. Принцип “правда у каждого своя” тут совершенно не приемлем. Вопрос только в том, сможем ли мы восстановить истинность этих событий или нет. 2. О событиях давних дней (даже нескольких тысячелетий назад) возможно разузнать в достаточно точной степени и хронологии. Человек должен определиться для себя, что он может считать доказательством и доводом в пользу какого-либо события, а что нет, как это происходит в криминалистике, когда следователи расследуют преступления и восстанавливают события происшествия вплоть до мельчайших деталей. Да, криминалисты изучают сравнительно недалёкие события и у них больше материала с которым можно работать, но поверьте, у историков тоже немало материала, по которым они восстанавливают события давних времён. Вот туда человек и должен обратить своё внимание, если он хочет познать историю.

Тут не будет описания, как работают историки, которые имеют звания, регалии и пр. Тут будет перечень основных моментов, на которые обязательно стоит обратить своё внимание простому читателю, который решился взяться за изучение какого-либо исторического события.

- Документ/находка – мнение.

При изучении какого-либо труда по истории (например книга), автор часто даёт собственное суждение или трактование по какому-либо документу или находке. В настоящее время сохранилось множество указов/приказов и пр. документов, подписанных разными царями/королями/императорами. Некоторые подлинники до сих пор находятся в музеях и архивах, с которыми может ознакомиться почти каждый. То, что они существуют - это факт, от которого не отвернуться. А вот мнения историков, по поводу “зачем тот или иной глава государства издавал такой указ” разняться вплоть до противоположенных. Поэтому, стоит всегда отличать исторический документ (или артефакт), и мнение человека с его личными выводами об этом документе (или находке). Да, вывод историка может быть логичным и правдивым, который ещё подтвердится другим путём, но читатель всегда должен помнить и разделять эти 2 вещи: фактический документ и его трактование.

- Древние языки и переводы.

Мы прекрасно знаем, что даже при переводе с существующих, хорошо известных языков, переводчик может переиначить мысль, изложенную на оригинальном языке. Что говорить о языках, которые уже вышли из оборота и имели совершенно иную структуру? Поэтому, если историк ссылается на какую-то информацию, взятую из перевода какого-либо текста, то он обязательно должен приложить фото оригинала данного текста или дать на него ссылку. Правила хорошего тона обязывают соблюдать честного историка такую формальность и давать возможность читателю самостоятельно взглянуть на источник и дать собственную оценку сделанному переводу. Если же этого нет, то это повод усомниться в достоверности приведённого текста.

- Артефакты.

Артефакт – это находка, достоверность которой отрицать невозможно. Бытовые предметы и инструменты, оружие, саркофаги и даже целые здания, и города. Всё это артефакты, которые находят до сих пор. Они дают представления о том, какой быт, культура и уровень развития был у давно живших людей на этом месте. Более того, иногда находятся такие артефакты, которые своим существованием вынуждают пересматривать существующие представления об истории. Поэтому, зачастую их скрывают и замалчивают. И именно о самых интересных и противоречивых находках, редко пишут в исторических публикациях.   Но тут тоже не стоит забывать о разнице между самой находкой и интерпретации оной. Одной и той же находке могут дать несколько разных версий о её происхождении, применении и принадлежности.

- Хронология и летописи.

Частая ошибка историка заключается в том, что он слепо верит летописному историческому документу. Даже если летописец записал цепь событий с указанием дат в точном и верном порядке, не стоит сразу делать какие-либо выводы. Как минимум стоит обратить внимание на эти события под другим углом. А именно, почитать другие (возможно иностранные) источники (те же летописи), рассказывающие про эти события, верно сопоставив разные календари. К примеру, если была война двух стран, то часто можно столкнуться с тем, что они по-разному описывают ход войны, но даты начала, конца и ключевых битв, обычно должны сходится. Это как минимум, на что стоит обратить внимание. По-хорошему же, ещё стоит учесть другие источники, где событие оставило свой отпечаток. О них мы и поговорим далее.

- Картография.

Карта, какой-либо области, сделанная учёным или картографом несколько столетий или тысячелетий назад, позволяет пролить свет на многие события если не прямо, то косвенно. До сих пор научный мир ведёт спор о факте существования некоторых стран, хотя они прямо обозначены на картах в общепризнанных трудах с указанием границ и с текстовым описанием. Карта не всегда изображалась на бумаге т.к. её изобрели только в 10-м веке. В более давние времена, их рисовали на пергаментах, папирусах и каменных плитах. Многое из этого сохранилось, и всегда следует сопоставлять карту с описанием исторического события во избежание путаницы и откровенных ляпов.

- Мифология и религия.

Исторические мифы рождаются не просто так. Даже если их кто-то выдумал, полезно разузнать, как человеку пришла в голову мысль придумать богов, дать им определённые имена, наделить их определёнными способностями и характером и т.д. Хорошо известен писательский приём с применением реально живущего человека в качестве прототипа для создания художественного персонажа. Никогда не стоит сразу отбрасывать эту версию. Мифология до сих пор изучается историками как источник культуры и мировоззрения давно живших народов. Почему они описывали мир так, а не иначе? Почему они вели себя в соответствии с правилами описанных в мифах? Мифы прямо влияли на жизнь людей, а значит целых стран и народов.

Ну и какого бы мировоззрения не придерживался сам историк, он вынужден будет обратить внимание на религию. Религия оказала огромное влияние на ход истории. Приверженцы одних религий, исходя из своих соображений, вполне закономерно начинали войны против иных религий, имели определённую культуру и быт, стремились сделать общество таким, каким считали оно должно быть. Мотивы религиозного общества хорошо известны. Также, в религиозных книгах, интерес представляют события прошлого, описанные в ключе религиозной жизни. Те же события могут быть описаны в других источниках, сопоставив которые, можно сделать более внятные выводы.

Не стоит обходить стороной историю зарождения и возникновения религий. Религия возникает там, где общество пока не способно объяснить некоторые явления с научной точки зрения, а значит можно сделать выводы об уровне развития населения в том или ином месте на момент возникновения религии. О влиянии религии на контроль общества, мы поговорим в другом месте.

- История искусств.

Даже простое, базовое ознакомление с каким-либо искусством, помогает разузнать, чем жили художники/скульпторы/композиторы того времени. В своих работах они выражают то, что считали важным, интересным и значимым. Зачастую их вдохновляли реальные события и люди прошлого. Такое выражение произошедших событий тоже можно считать косвенным доказательством прошлого. Но история искусств изучает не только самих представителей искусства, а ещё закономерности, и сам процесс исторического развития данного вида деятельности. Жанры, темы, концепции, направления и динамика зарождались в искусствах не просто так. На их появление оказывало влияние общество, а значит взгляды, убеждения и ценности того времени. Из чего можно делать достаточно точные выводы о состоянии общества того времени.

- Культура.

Да, мифология, религия и искусства являются частью культурного наследия прошлого, но именно только частью. Помимо этого, народная культура выражалась в обычаях, обрядах, архитектуре, эпиграфике (письменности), символике, кухне, деньгах, одежде, предметах быта и т.д. Существует ещё много видов деятельности, где культура оставила свой отпечаток. Каждой определённой культуре свойственен свой характер и определённое поведение людей, из чего тоже можно делать выводы, сопоставляя культуру с историческими событиями.

- Генеалогия.

Генеалогия изучает историю родов и родственные связи наиболее значимых и известных семей. Кто, когда, кому и кем приходится. Для начала, достаточно просто взглянуть на какой-нибудь старый гобелен или родовую схему определённой династии, чтобы понять пользу данного направления. В большинстве случаев, история нам рассказывает только про одного человека, который сыграл ключевую роль в историческом событии. В действительности же, так бывает очень редко. За каждым человеком, стоит его окружение, в том числе и семья, влияние которой никогда не стоит упускать, когда речь заходит о воспитании, и особенно, о передаче власти. Каждый правитель, получавший власть по наследству, сталкивался с противниками и интригами. И многое осталось в тайне, которую нам сложно разгадать. Но это не значит, что на генеалогию не стоит обращать внимания, особенно, когда мы имеем ДНК тестирование, которое позволяет выявлять, кто действительно приходился родственником согласно родовым книгам, а кто нет.

- Источниковедение.

Существует такая дисциплина как источниковедение. Именно она и рассказывает, как человек должен работать с историческими источниками, как анализировать и делать выводы не только по своей теме, но и все возможные, которые предоставляет источник. Другими словами – предоставляет методологию. Историческим источником можно считать не только материальные культурные объекты и находки, но и идеологию и мировоззрение людей былого времени. Источниковедение, как самостоятельная дисциплина, выделилась сравнительно недавно и имеет не так много предметных работ. Но знать базовые дисциплинарные вещи или просмотреть лекцию в интернете по данному предмету настоятельно рекомендуется, чтобы уловить и понять ход мысли и анализа человека познающего события прошлого.

- САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ СОПОСТАВЛЕНИЕ И АНАЛИЗ!

Пожалуй сегодня, это самое главное качество, которым должен обладать человек интересующийся историей. Учитывая множество споров и ложных представлений по тому или иному историческому вопросу, человеку трудно узнать истину, но сопоставление междисциплинарных фактов помогает ответить на множество из них. Например: - мы изучаем историю России за последнюю тысячу лет, и сравнительно недавнюю колонизацию Сибири и Дальнего Востока, тогда почему Китай, имеющий достаточно воинственную историю в несколько тысяч лет, не сделал этого ранее? – Почему одни историки пишут, что история России насчитывает 1000 лет, а календарь С.М.З.Х указывает, что прошло уже более 7000 лет от определённого события? Историки говорят, что европейцы произошло от одних народов, а ген. анализ показывает совершенно другое и т.д. Все эти сопоставления помогают обнаружить доп. вопросы, ответы на которые и ведут к истинным событиям прошлого. Развивайте данное качество, сопоставляйте и анализируйте, задавайте вопросы и ищите ответы. Ведь тогда, и только тогда, история откроется вам в истинном своём обличии и поведает вам то, чего вы так настойчиво желали разузнать.