Обучение детей

Под обучeниeм, вообще, понимается преподавание различных учебных предметов, знание которых считается необходимым для каждого образованного человека. До десятилетнего возраста дети к обучению в этом смысле неспособны, а потому цель первоначального обучения должна заключаться не в том, чтобы сообщить ученику разнообразные знания, а в подготовке его к делу учения, в возбуждении и развитии способностей, необходимых для приобретения познаний.

Изощрение внешних чувств, развитие внимания и словесного языка — вот, в чем должна заключаться главная цель первоначального обучения. Прежде чем ребенок начнет заниматься каким-нибудь учебным предметом, он должен научиться смотреть на предметы его окружающие, наблюдать их. Что этою способностью дети не отличаются, и что она сама по себе развиться не может, об этом едва ли нужно говорить. Предложите любому шести или семилетнему ребенку вопрос о том, что находится в той комнате, где он проводит большую часть своего времени и чем она отличается от других, и вы, наверное, не получите от него удовлетворительного ответа. Он расскажет, может быть, многое, но в этом многом будет мало главного, существенного.

Точно также, хотя ребенок, начинающий учиться, владеет уже способностью языка, т.е. может по средствам слов передавать мысли, чувства, желания, но способность эта далеко ещё не развита. В его языке замечается бедность слов, неточность, неясность и неопределённость выражений. Эти две цели (развитие внимание и словарного запаса) лучше всего достигаются с помощью наглядного обучения.

Основателем метода наглядного обучения должно считать Амоса Коменского. Убеждённый в справедливости того психологического закона, что каждое знание начинается чувственным впечатлением, он понимал необходимость развития внешних чувств ребёнка, а потому желал, чтобы обучение начиналось ознакомлением с различными предметами видимого мира. Для этого он издал книгу под названием “Orbis pictus” (Раскрашенный мир). Книга эта, состоявшая из картин, изображающих различные предметы и явления видимого мира, должна была служить наставнику пособием в деле наглядного обучения и развития способности словесного языка. Не касаясь вопроса о том, на сколько сочинение Амоса Коменского удовлетворяло предположенной цели, считаем необходимым заметить, что оно было явлением замечательным в педагогическом мире уже по одному тому, что послужило образцом для последующих педагогов при составлении подобного рода руководств.

Мысль Амоса Коменского была развита Базедовым. И.Г. Песталоцци с особенным успехом применил метод наглядного обучения к учению о числе и форме, a последователи его воспользовались ею в деле обучения языку.

Цель наглядного обучения, как сказано, должна заключаться прежде всего в развитии способности внимательно рассматривать предметы, наблюдать их. Пособием для достижения этой цели служат сами предметы или их изображена. Действительные предметы должны быть предпочитаемы самым лучшим изображениям, потому что они производят более сильное впечатление на орган зрения и другие чувства ребенка, а через это дают возможность составить более ясное представление. Конечно, одного показывания предмета недостаточно. Глаз ребенка, неприученного еще к наблюдению, так сказать, скользит по предмету и в его душе образуется очень неясное представление, которое в следствии этого, скоро исчезает, забывается и не делается полной собственностью ученика, как это должно быть. Чтобы рассматривание предмета сопровождалось непременно таким результатом, должно иметь ввиду постоянно следующие правила:

- Показываемый предмет должен быть действительным и заключать в себе все существенные признаки, отличающие его от других предметов.

- Не следует показывать разом много предметов.

- Так как доказательством ясного понимания предмета служит способность выразить словом приобретённое понятие, то необходимо, знакомя детей с различными предметами, не ограничиваться только своими объяснениями, но добиваться того, чтобы ученик сам мог ясно передать словом приобретённое знание.

Соблюдением этого правила будет достигаться и другая цель наглядного обучения — развитие словесного языка. В этом важном деле, конечно, следует идти постепенно, переходя от легкого к трудному. Вначале достаточно ограничиваться требованием, чтобы дети правильно и громко повторяли названия предметов; потом можно заставлять повторять целые предложения, следя постоянно за точностью и правильностью выражений.

Наглядное обучение, помимо развития внимания и словесного языка, должно иметь ввиду также подготовку учеников к систематическому учению. Эта цель достигается сообщением самых необходимых элементарных познаний из каждого учебного предмета.

Для того, чтобы показать, в каком виде и объеме могут быть сообщаемы эти подготовительные познания, считаем не лишним представить краткую программу уроков наглядного обучения.

Уроки наглядного обучения начинаются обыкновенно рассматриванием предмета самого близкого к ученику, т. е. комнаты, в которой он живет или учится. Сперва рассматривается сама комната, т. е. поименовываются составные её части, причем обращается внимание на то, какая из этих составных частей составляют её необходимую принадлежность и какие существуют случайно. Цель подобного рассматривания заключается в развитии понятия о главных и второстепенных признаках предмета.

 

После комнаты переходят к рассмотрению предметов, в ней находящихся, причем различаются предметы по их цвету, форме, назначению. При сличении предметов по цвету представляется случай проверить и исправить понятия ребенка о цветах, большею частью неверные; а при рассмотрении предметов по форме является возможность сообщить элементарные геометрические понятия, т. е. познакомить с линиями, углами, треугольниками и т. д. Понятия эти сообщаются совершенно практически. Так, напр., учитель проводит на доске несколько прямых, кривых и ломаных линий; называешь их, а потом заставляет каждого ученика сделать то же самое. Для утверждения в сознании сообщенных понятий, а также для уверенности в том, что эти понятия действительно усвоены, ученикам предлагается указать и назвать линии, находящиеся в комнате. От линий можно перейти к углам. Прием остается тот же, т. е. учитель чертит угол и обращает внимание учеников на то, что линии встречаются в одной точке и образуют между собою пространство, называемое углом. Точно так же сообщается понятие о различной форме и величине углов. Затем ученики чертят различные углы сперва на доске, а потом отыскивают и называют углы, образуемые стенами комнаты или сторонами различных предметов, находящихся у них перед глазами. Понятие об угле легко может быть развито в понятие о треугольнике. От треугольника легко перейти к многоугольнику, затем к кругу и, таким образом, сообщить ученикам некоторые геометрические понятия на столько, на сколько это необходимо для развития способности составления верных и ясных представлений о форме различных предметов.

 

Познакомив ученика с назначением каждого предмета и развив таким образом понятие о цели вообще, обратить внимание на материал, из которого сделан предмет, и, в заключении, сравнивают его с другими сходными. Этим оканчивается знакомство с комнатою и предметами, в ней находящимися. Цель такого ознакомления, требующего пяти или шести уроков, что зависит от возраста ученика и степени его развития, заключается, конечно, не в том только, чтобы ученики хорошо познакомились с комнатой, а в том, чтобы научились смотреть на предметы, о которых желают составить понятие. Для того, чтобы видеть, на сколько достигнута эта цель, ученикам дол-жен быть представлен какой-нибудь новый предмет, и если они сумеют описать его, следуя тому порядку, в каком были описаны другие предметы при помощи учителя, то тем докажут, что труд учителя не пропал и что они научились смотреть на предмет, т. е. приобрели знание, которым не каждый и взрослый может похвастаться.

 

От раcсмотрения комнаты переходим к описанию дома, как от части к целому, или рассматриваем тело человека, с целью познакомить ученика с самим собою. Впрочем, какой бы предмет не был выбран, при рассмотрении его следуйте общему порядку, а именно: при описании тела человеческого сперва говорится, из каких частей оно состоит, а потом рассматривается каждая часть отдельно по форме, назначению и другим особенностям, составляющим её отличие от прочих частей организма. Само собою разумеется, что при рассмотрении нельзя вдаваться в физиологические и анатомические подробности непонятные ребенку, а следует сообщать только такие знания, которые могут быть усвоены детьми и удовлетворять их любознательность.

 

Когда дети познакомятся с устройством своего тела, можно перейти к вопросу о потребностях человека и средствах, служащих к их удовлетворению. При этом представляется случай познакомить учеников с наиболее близкими и полезными животными, растениями, минералами и, таким образом, подготовить их к занятию естествоведением. Точно такое же подготовка может быть сделана и для других предметов. Так, напр., очень удобно и даже необходимо сообщить понятие о различном образе жизни и разнообразных занятиях людей, о взаимных их отношениях, о жизни домашней и общественной и о многом другом, знание чего принесет немалую пользу при занятии историей и географией. Все это, конечно, должно быть сделано в известной мере, определяемой развитием детей и степенью важности сообщаемых знаний. Прекрасным пособием в этом случае могут служить различные руководства (напр.  Theore-tisch-praktisches Handbuch für den Anschauungsunterricht v. Friedrich Härder». Vierte Auflage. 1867 г. перевод бар. Корфа).

 

Когда дети достаточно подготовлены к учению, т. е. когда внимание их развито, когда они могут ясно и точно выражать словом усвоенные ими понятия, тогда можно приступить к систематическому преподаванию различных учебных предметов. При этом, прежде всего представляется для решения вопрос: какого рода знания должны быть сообщаемы ученикам?

 

Вопрос этот, не смотря на его давность, до сих пор не решен окончательно. По мнению одних, ученикам должны быть сообщаемы такие знания, которые могут быть пригодны, приложимы в жизни. Это взгляд практический и едва ли верный уже по одному тому, что не только трудно, но даже невозможно решить какую обязанность придется исполнять, какую роль придется играть в жизни нашему воспитаннику. Мы можем готовить его к одному поприщу, а обстоятельства или его собственное стремление заставят его избрать поприще другое, совершенно противоположенное, на котором от него потребуются вовсе не те знания, какими наполнена его голова.

По мнению других, общее образование никак не может иметь в виду будущих занятий ученика и сообщать ему знания, наиболее пригодные к жизни, а должно заботиться, главным образом, о развитии всех его способностей на столько, чтобы наш воспитанник, вступив в жизнь, мог бы сделаться полезным деятелем независимо от того поприща, которое приготовит ему судьба.

 

Подобное развитие достигается, конечно, преподаванием различных учебных предметов, из которых одни действуют более, a другие менее образовательно. Надо, следовательно, выбрать для преподавания предметы более образовательные. При этом выборе опять появляются несогласия, которые затрудняют решение вопроса, — между тем, как этот вопрос решается сам собою, если мы подумаем только о том, что каждый человек живет в мире внешнем и внутреннем, а потому и должен быть знаком с предметами и явлениями того и другого. С внутренним миром человека знакомит психология, редко религия и язык. С миром внешним —естествоведение, география, история, математика — и вот эти предметы должны составлять содержание общего образования. Что же касается до вопроса о том, какие из учебных предметов должно считать главными, то, по нашему мнению, он не должен иметь места. Каждый учебный предмет имеет свое значение, потому что сообщает известные знания и имеет на душу воспитанника свое особенное влияние, которое не может быть заменено влиянием какого-нибудь другого предмета.

 

Успех обучения, обуславливаясь способностями учеников, зависит также от приемов преподавания. Вопрос этот подробно разработан Дистервегом, одним из достойнейших учеников Песталоцци, вполне проникнутым убеждением своего учителя, что благосостояние человека основывается единственно на его развитии.

Главные правила обучения, изложенные Дистервегом в его педагогических сочинениях, заключаются в следующем:

1) Начинайте учить с той точки, на которой стоит ученик, и отсюда ведите его постоянно вперед и с основательностью. Прежде чем начать учить чему бы то ни было, следует узнать, как далек в этом предмете ученик. Без этого знания ваше преподавание не принесет пользы, потому что, не зная, что известно вашему ученику, вы не будете иметь возможности связать новое, преподаваемое вами знание с тем, что уже известно ученику, а также не будете иметь возможности исправить то, что ученик знал не точно, или не верно.

Что касается до основательности учения, то в этом отношении надо помнить правило: учить немногому. Против этого правила грешат неопытные учителя, которые учат всему, чему сами выучились и таким образом наполняют память ученика множеством разнообразных познаний, которые лежат в ней без всякого употребления. Истинная основательность состоит в том, чтобы учить немногому, самому важному и притом так, чтобы ученик мог овладеть выученным совершенно, чтобы мог применить его к делу, и чтобы он чувствовал, что выученное он в самом деле знает. Это радует его и придает ему охоту идти вперед.

 

2) Учите наглядно. Справедливость этого правила становится ясною, если подумать только о том, что развитие человеческого духа начинается с восприятия впечатлений внешнего мира. Эти впечатления возбуждают в душе ощущения, которые соединяются в наглядные представления, возводимые умом в понятия, а потому понятия должны основываться на наглядных представлениях, иначе они будут лишены содержания, а слова, означающие эти понятия, будут пустыми звуками. Если нет никакой возможности дать наглядное представление о каком-нибудь предмете, то следует прибегнуть к его изображению, рисунку, сравнению и тому подобным средствам. Никогда нe следует начинать с правила, а всегда с примера, потому что правило есть отвлечение из примеров.

 

3) Переходите от близкого к далекому, от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному. При этом надо заметить, что не все то близко для понимания ребенка, что находится вблизи его по месту, или что ему современно. Все особенное, наглядное—близко, а все общее, отвлеченное—далеко.

 

4) Имейте везде цель формальную и материальную вместе. Формальная цель состоит в развитии духовных способностей учащегося, a материальная - в сообщении ему известных знаний и искусства применять их на деле. Хотя обе цели тесно связаны между собою, но при элементарном обучении должна преобладать формальная цель.

 

5) Старайтесь, чтобы ученики помнили всё, чему выучились. Для достижения этой цели необходимо частое повторение выученного, повторяющееся до тех пор, пока ученик будет в состоянии с легкостью вспомнить то, чему выучился, и приложить выученное к делу. Частое повторение особенно необходимо в таких предметах, в которых всё последующее основывается на предыдущем (математика, языки). Повторение важно, как средство развития памяти. Удержать старое важнее чем приобрести новое; иначе мы будешь строить здание на песке, носить воду решетом. Наконец, слабость характера многих взрослых часто объясняется тем, что они в детстве всё усваивали поверхностно.

 

6) Необходимо долго останавливаться над элементами предмета, т. е. над тем, что составляешь его основание, и не идти вперед до тех пор, пока эти элементы не будут совершенно усвоены учащимся. Иначе всё дальнейшее преподавание будет поверхностно; ученик пойдет вперед ощупью, потеряет всякое доверие к предмету, к учителю и к самому себе.

 

7) При выборе формы преподавания следует сообразоваться со степенью развития ученика и с сущностью преподаваемого предмета. Собственно, есть только две формы преподавания: догматическая, сообщающая учащемуся готовый материал, и разговорная, заставляющая самого ученика находить материал, конечно, с помощью учителя. В преподавании истории, географии и других предметов, содержание которых есть нечто данное, положительное, можно следовать только догматическому методу; а в преподавании математики, языка и других рациональных предметов, содержание которых может быть выведено из человеческого мышления, наиболее удобен метод разговорный. В элементарном обучении, которое имеет дело с учениками, далеко несильными вниманием, должен быть употребляем метод разговорный. Впрочем, опытный учитель никогда не держится исключительно какого-нибудь одного метода.

 

8) Не следует учить разным предметам в одно и то же время. Это правило одинаково относится к предметам и языкам, и соблюдение его особенно важно в начале обучения для того, чтобы дать возможность ученику сосредоточить свое внимание на одном или на нескольких главных предметах.

 

9) Старайтесь сделать преподавание занимательным. Занимательность преподавания зависит от умения разнообразить его и от живости преподавателя. Разнообразить преподавание — не значит переходить от одного предмета к другому, a уметь представить вниманию ученика один и тот же предмет с различных сторон. Живость преподавателя не должна быть искусственная, притворная, выражающаяся в беспокойной торопливости, но естественная, проистекающая из удовольствия заниматься с детьми и из готовности радоваться их успехам.

 

10) Учите энергически. Если учитель имеет влияние на своего ученика, то это большею частно происходишь от его энергии, от силы его характера. Только тот человек, который знает, чего он хочет и какие средства приводят к цели его желания, образует людей решительных, энергетических, твердых характером.

 

11) Никогда не останавливайтесь в своем образовании. Наставник только до тех пор способен образовывать других, пока сам продолжает образовываться.

 

Василий Иванович Лядов. «Руководство к воспитанию и обучению детей». 1883 г.