Человеческие пороки

В настоящее время человеческие пороки широко распространены в нашем обществе. До того широко, что часть этих пороков и за пороки не считают, а воспринимают как обычное природное явление свойственное человеку, от которого никуда не денешься. Такая ситуация говорит о том, что порок окончательно поработил человека, и он ему сдался. Но далеко не все пороки имеют власть над людьми. Будучи обременённым 1 пороком, человек имеет иммунитет к другим. Часть людей, используя силу воли оказывает сопротивление имеющимся порокам, не идя у них на поводу, ещё часть, сознательно трудится над изменением своего поведения до полного устранения порока, ну и совсем малая часть ведёт воистину нравственную жизнь имея лишь ничтожное влияние пороков на свою жизнедеятельность.

Итак, что же такое порок? Порок – это безнравственный недостаток, выраженный в поведении. Порок, по своей сути, то же самое что и грех, только грех понятие религиозное, а порок – понятие социальное (более атеистическое). И верующие, и неверующие, обратили внимание на это явление в нашем обществе, что существует что-то такое, что поражает психику человека, и он становится склонен к тому или иному поведению, что отягчает жизнь и ему и его окружающим. Верующие назвали это грехами, неверующие – пороками.  Существует перечень и пороков, и грехов, и разъяснения, как они называются, зарождаются, проявляются. Мы разберем именно пороки, как именно они называются, зарождаются и проявляются.

Список человеческих пороков [16]:

1. Гнев неправедный                   9. Уныние

2. Похоть                                    10. Влечение

3. Жадность                                11. Зависть

4. Заблуждение                           12. Отвращение

5. Вожделение                             13. Распутство

6. Жестокость                              14. Желание чужого

7. Ропот                                       15. Угнетение

8. Тщеславие                               16. Злость

1. Гнев неправедный – это глубокое возмущение, вызванное тем или иным событием. Человек в таком состоянии попусту ругается, оскорбляет, и негодует, дабы унять свой гнев. Тем самым он постепенно разрушает и себя, и окружающих.   Ключевое слово тут  неправедный, что означает незаслуженно и бессмысленно. Бывает гнев и праведный, когда эмоциональное состояние гнева помогает в восстановлении справедливости. “Мой гнев на вас” – говорил один персонаж своим врагам, выезжая на поле битвы.

2. Похоть – это сладострастное влечение к сексуальной жизни. Человек одержимый похотью, везде, в малейшем поводе находит сексуальный оттенок, он совершенно не обращает на безнравственную основу этого. Помимо того, что этот порок контролирует самого человека, он ещё и способствует пробуждению оного у других, кто к этому предрасположен. Идя на поводу у этого порока, человек своими действиями ставит под угрозу не только своё психические и физические здоровье, но и человеческие семьи, дружбу и даже судьбы.

3. Жадность – неуёмная потребность к стяжательству. Обременённому жадностью, невозможно понять и осознать, что значит хватит или достаточно. Именно поэтому глупо задаваться вопросом: Да сколько ж можно воровать? Когда же вы нажрётесь?! Ответ: Никогда. Им всегда будет мало. Такова суть порока. Жадность проявляется не только в материальном стяжательстве, но и в его отношении к людям. Он жаден на помощь, время, комплименты и поздравления. Такой человек принимает решения только с позиции собственной выгоды, тем самым лишая себя возможности радоваться от встречной благодарности, простого созидания, и испытать, что же такое истинная дружба и искренняя любовь.

4. Заблуждение – это невежество (не ведать жизнь); т.е. не понимать, что и почему происходит вокруг, а также отсутствие способности увидеть истинное положение вещей. Хитрость этого порока заключается в том, что человек думает, что он понимает и знает о чём то, и готов защищать эту позицию, хотя в действительности всё наоборот. Именно неспособность взглянуть на что-то с другой точки зрения, явно указывает на наличие данного порка, который ограничивает самостоятельное мышление и “видение” сути происходящего. Также, если человек не способен отличить свои мысли от чужих, свои убеждения/принципы/взгляды от чужих позиций, это тоже говорит об одержимости данным пороком, который в конечном счёте ни к какому положительному результату не приведёт.

5. Вожделение – это страстное желание что-либо заполучить, или грызущее нежелание того, чего не миновать. Человек становится одержим своим желанием, и совершенно забывает о нравственных аспектах в погоне за его исполнением. Для вожделевшего существует только исполнение желаемого, и он сам, что в подавляющем большинстве случаев приводит к существенным потерям в процессе заполучить желаемое. И не важно что это, деньги, семья, должность, отношение, предмет, навык… а важно то, что всегда нужно помнить, что не все пути правильные, и не стоит выбирать самый короткий и лёгкий, которым и искушает вожделение. Пойдя по нему, даже получив желаемое, в конечном счёте человек потеряет гораздо больше. Страстное желание терзает и мучает человека, пока тот его не выполнит, человек ожидает, что ему уже полагается за его деяния или даже за изъявление оного. Но даже заполучив желанное, вожделение не отпустит человека, а возжелает ещё больше.

6.  Жестокость – это склонность человека к зверствованию, причинять мучения, страдания и терзания другим. Даже если человек заслужил наказание за свои тяжкие преступления, наказывающему не придёт в голову пытать и издеваться над преступником. Справедливый и рассудительный человек найдёт способ заставить справедливо заплатить преступника за свои преступления.  Жестокому человеку неведома рассудительность и умеренность. Он постоянно ищет повод реализовать своё зверское желание причинять боль, дабы унять своё нездоровое желание.  Часто, глубокая обида или чувство мести становится причиной рождения жестокости в человеческой сущности, что в конечном счёте полностью вытесняет человека, и остаётся только зверь, который уже сам готов пойти на любые преступления.

7. Ропот – это неспособность явно выразить своё несогласие с несправедливостью. Роптать по сути своей означает молча соглашаться со всей несправедливостью, которая направлена как прямо на ропочущего, так и на других. Ропочущий способен только бубнеть и жаловаться другим на свою жизнь. Ропот на столько обезоруживает человека, что он не только не сопротивляется несправедливости, но даже не может об этом открыто сказать. Ропот как бы отбирает право на борьбу за справедливость, что в здоровом обществе должно быть у всех и всегда. Ропот воистину удел рабов.

8. Тщеславие – это постоянная потребность в восхвалении и признании превосходства со стороны. Амбициозным человеком, не знающим себе цену, непременно овладеет тщеславие. По сути, в названии порока всё сказано, тщетная слава – тщеславие. Слава, которая ничего не стоит, т.е. ложно созданная по велению самолюбия (тщеславия). Есть хороший пример: Люди высокомерные и тщеславные подобны хлебным колосьям; те, которые поднимают более головы, обычно гораздо пустее. Корень этого порока лежит в отсутствии мировоззрения у человека. Он не знает, зачем он живёт, что ему делать и какими путями идти. Отсутствует фундамент нравственности и “вектора развития”, что создаёт идеальные условия влияния общества на данного человека. И если он поддаётся этому влиянию и смотрит на других, и решает влиться в это общество имя неуёмные амбиции, то есть большая вероятность что им овладеет тщеславие. Ведь амбиции – это желание иметь то, чего ещё не заслужил, а иметь хочется уже сейчас. Вот тут человек и попадается в ловушку тщеславия сам того не понимая. Между целеустремлённостью и амбициями есть разница, но это не тема данной статьи. Тут мы рассматриваем только пороки.

9. Уныние – это ментальная обречённость на провал во всех делах, за что бы человек не взялся. В состоянии уныния человек не беспокоится за своих близких, не радеет за свои устои, а главное не верит в себя. А вера в себя и собственные силы –одно из главных “оружий” человека. Уныние лишает человека этого оружия, и он становится беззащитен перед жизненными трудностями. Помимо того, что унылый человек неимоверно скучен, он ещё так же влияет и на других, подрывая веру в собственные силы. Порок (уныние) овладев одним индивидом, использует его как проводника, дабы овладеть и другими.

10. Влечение – это психологическая потребность удовлетворить свою зависимость. Зависимость от алкоголя, внимания, сладкого, секса и т.д. Чем-то похоже на вожделение, с той лишь разницей что влечение – это зависимость, а вожделение – это желание. Пси. зависимость имеет широкий диапазон по своей степени и по своей области. На сегодня у современного человека много уязвимостей, за что можно его зацепить и “подсадить” на определённое поведение. Эти уязвимости прежде всего порождают неспособность человека контролировать свои мысли и инстинкты, а также “схлопнутое” сознание. Человек не может воспользоваться своим сознанием и посмотреть на себя со стороны, спросив себя, что со мной происходит? Зачем я это делаю? Почему меня влечёт и тянет куда-то?

11. Зависть – это ненависть к достижениям и успехам других, а также полное отсутствие понимания справедливости. Вместо того, чтобы восхищаться достижениями других, человек обременённый завистью начинает эти достижения презирать и ненавидеть. Зависть крадёт чувство восхищения. Если подумать, какой смысл вообще смотреть на других людей и сравнивать с собой? Все люди разные, у всех разные способности, характер, условия и т.д. Разумному человеку стоит обратить внимание на других только по одной причине. Что полезного можно взять из их рассуждений и из их опыта? А уж сравнивать с собой вообще бессмысленно т.к. как уже говорилось выше, каждый человек индивидуален и что подойдёт одному, может не подойти второму. Именно из-за непонимания этих очевидных явлений, человек легко теряет чувство справедливости, начинает мыслить с позиций выгодно/невыгодно и падает в объятия очередного порока – зависти.

12. Отвращение – обострённое чувство брезгливости к чему или к кому-либо. Речь идёт именно об отвращении как о пороке, а не как о психологической реакции. Психологическая реакция отвращения, это уже следствие порока. Отвращение, как высокомерие по отношению к другому, более низкому и гадкому. Такое поведение человека говорит о его неполноценности, которое требует продемонстрировать чувство превосходства над другим по средствам отвращения. Причиной так же может быть обида, которая потребует указать обидчику, какой он мерзкий и отвратительный. Так же через отвращение проявляется и лень, которая вызывает реакцию отвращения, что б не браться за нужное дело.

13. Распутство – развратный и безнравственный образ жизни. Распутный человек не имеет в своей жизни благородных задач и целей. Его единственная цель в жизни – жить в своё удовольствие. Распутство вытряхивает из человека все здоровье, силы и деньги пока не сведёт его в могилу. Как говорится, распутная младость причиняет скорбную старость. Кажется, что человек искренне счастлив беря от жизни всё, что может взять, но в действительности он проживёт “пустоцветом”, который ничего не сделал для того, что б наше общество стало лучше.

14. Желание чужого – тяга к обладанию тем, что по праву нельзя считать своим. Это относится не только к материальным вещам, но и к людям, и к навыкам и знаниям. Женщины желают женатых мужчин, люди искусства желают чужой талант, учёные желают чужие идеи и т.д. Всё это возникает от зависти, ревности, и психологической незрелости. Желание чужого отвлекает человека от сосредоточения на собственных задачах, подавляя его собственное мышление и стремление. Так же этот порок толкает человека на низость и подлость ради обладания тем, что ему не принадлежит.

15. Угнетение – это ущемления и притеснения других ради собственного самоутверждения. Человек, который не может признать, что существуют более талантливые и более способные люди чем он сам, запросто может выбрать путь угнетения других. Угнетая других, человек чувствует себя важным и значимым, что на какое-то время удовлетворяет потребность его эго в превосходстве над другими. Человек обременённый угнетением не только ограничивает других, но и сам ограничивает себя в развитии, что в итоге скажется на нём самом и его окружении. Все от этого только проиграют.

16. Злость – это стремление унизить, обидеть, оскорбить и причинить боль кому либо. Если гнев неправедный это порок вызванный определённым событием, то злость – это порок более сознательный, который сам создаёт такие события т.е. имеет злой умысел (злонамеренность, зловредность). Злость не только проявляет себя в действиях и разговорах по отношению к другим, но так же  её можно найти в пси. реакции, когда случается несчастье у другого человека,  вместо сочувствия, у человека проявляется злорадство. Злость крадёт чувство сострадания и сопереживания по отношению к другим. Злость со временем всё больше и больше поглощает человека, и в конце концов, он становится ни на что неспособным кроме вреда себе и окружающим.

 

А где же лицемерие, измена, лень, чревоугодие, наглость, эгоизм и т.д. спросите вы, это что, не пороки? Да, пороки, только у каждого порока много имен и много масок, которые проявляются у каждого по разному. Обратите внимание, что даже при описании вышеуказанных пороков использовались слова, которые можно выделить как отдельный самостоятельный порок.  Вариантов проявления пороков гораздо больше чем 16, с чем можно ознакомиться в трудах П.Н. Енгалычева “Словарь добродетелей и пороков” (Часть I, Часть II).  У каждого порока свои причины проявления, своя среда для роста и т.д. но как говорится праздность – есть начало всех пороков и преступлений. Именно погоня за праздной жизнью открывает врата в человеческую сущность для многих пороков.

Как избавиться?

Лучший способ защиты от всех пороков – это не допускать их проникновения. Развивать в себе добродетель, которая создаёт иммунную среду в человеческой сущности для пороков. Пороку просто нет места где бы ему можно было б “прорасти”.

Но учитывая современную жизнь, такой способ большинству из нас не подойдёт, т.к. многие из нас уже поражены этой заразой и требуются иные меры для избавления от этой заразы. Первая линия обороны уже пала.  В такой ситуации поможет человеческое сознание. Мы пониманием, что сознание – это наше эволюционное приобретение, которое позволяет нам выделять себя из окружающего мира, а следовательно, уметь понаблюдать себя со стороны и идти наперекор своим желаниям и инстинктам. Но понимать это одно, а уметь пользоваться – другое. Как только вы сознательно начнёте противиться воле порока, он незамедлительно вступит с вами в диалог с целью устранить ваше сопротивление. В зависимости, как и какой порок себя проявит, вам нужно будет проанализировать себя и разработать индивидуальный план действий для изменения себя. Универсальных рецептов тут нет. Пороки словно учителя, которые вынуждают вас учиться думать своей головой.

Самый яркий пример, как порок прячется в человеке, проявляет себя, и как его одолеть, показан в фильме Гая Ричи “Револьвер”. Там главный герой одержим эгоизмом, жадностью и жестокостью.  Но вместо них могли быть любые другие пороки, разница была бы только в его проявлении. Суть всё равно остаётся одна.

Менее яркий, но тоже наглядный пример приведён в книге  К.С. Льюиса "Письма Баламута", где рассказывается в форме писем/указаний/инструкций как бесам нужно действовать, чтоб пороки проникли в человеческую сущность. 

Чем дольше порок сидел в вас, тем больше он смог “врасти” в вас, а значит потребуется ещё больший труд для его устранения. Как говорится – никто не обещал, что будет легко, но то, что будет очень интересно и занятно, это гарантируется каждому.

1 Comments
  1. anon
    Oct 25, 2023

    Спасибо большое за информацию про пороки!