Как понять, что ты думаешь своей головой?

Часто приходится слышать: ”Думай своей головой”. Но как понять, что мы действительно думаем своей головой? Как отличить свои мысли от чужих, свои ценности и взгляды от навязанных нам? Вопрос очень актуальный и нужный на сегодняшний день. Есть чёткие критерии, которые прямо указывают на то, что ты думаешь своей головой, о них мы и поговорим в данной статье.

Прежде всего, нужно чётко понимать, что такое мышление. Мышление - это способность делать выводы и умозаключения не получая информацию через 5 органов чувств. Вдумайтесь в это определение. Ведь это означает, что имея информацию об одном, можно понять и осознать то, что хоть немного связано с уже известной областью, но до этого было для нас “тёмным лесом”. Процесс мышления – сильнейший инструмент для движения вперёд, а так же для защиты своих взглядов, убеждений и ценностей. Нужно его освоить, развить, и поставить себе на сознательную службу. Ведь если его воспринимать как само собой разумеющееся, то мышление скорректирует нам общество по своему выбору, а это уже отклонение от самостоятельности, которую мы там желаем заполучить.

Итак, критерии самостоятельного мышления:

- Строишь предположения, как бы повёл себя человек, имея определённые позиции и ценности.

Это значит, что если вы можете точно спрогнозировать, как отреагирует человек на то или иное явление, это значит вы думаете своей головой. Это так же означает, что вы можете делать правильные предположения о свойственности того или иного поведения определённом качествам человека. Есть загадка, хорошо демонстрирующая данный критерий; Три мудреца спорили между собой, кто из них мудрее, но никак не могли прийти к общему мнению. Мимо проходил человек, и услыхав их спор предложил их рассудить. Он сказал, что у него в мешке есть 5 колпаков, 3 белых и 2 чёрных. Сейчас вы закроете глаза, я надену вам на головы колпаки, и когда вы откроете глаза, вы сможете видеть цвет колпаков только ваших соседей. Тот, кто угадает, какого цвета колпак на вашей голове, тот и мудрее всех. Случайных прохожий   одел всем белые колпаки и ушёл. Через 5 мин. один мудрец сказал – на мне белый колпак. Вопрос, как он догадался? (Ответ поищите сами). Процесс поиска ответа у мудреца, явно демонстрирует данный критерий самостоятельного мышления.

Ещё бывают ситуации, когда у нас нет возможности спросить совета у единственного авторитетного нам человека, а принимать решение нужно уже сейчас. Тогда человек начинает рассуждать в духе "а что бы он сказал по данному вопросу? как бы он поступил?". И если вам удается уловить ход мысли этого человека, это также говорит о самостоятельном мышлении. 

- Формируешь нужные вопросы.

Если вы что-то новое прочитали или услышали, и какая-то часть вами осталась не понята (или вообще ничего непонятно) и вы смогли сформировать вопрос направленный на устранение этой неясности, говорит о том, что вы думаете своей головой. Тут важно понять, что когда вы изучаете что-то новое, и сталкиваетесь с чем-то принципиально новым, с чем никогда до этого не сталкивались, существует большая вероятность, что вы не усвоите всё сразу на 100%. Все люди разные, у всех разная подготовка, восприятие, талант и т.д. Потребуется индивидуальное время и индивидуальное упорство, чтобы усвоить новый материал на 100%. Так же нужно осознать, что, когда вы двигаетесь вперёд в своём понимании, не существует глупых вопросов. Каждый вопрос направлен на устранение вашего пробела в понимании, и какое имеет значение, как оценят этот вопрос другие? Никакого. Значение имеет только ваше движение вперёд. И вопрошающий и отвечающий заинтересованы только в устранении этого недопонимания.  И не важно, как это смотрится со стороны, глупо, нелепо, элементарно, не существенно и т.д. Всегда нужно помнить о главном. Это ваше понимание, которое всегда должно стремиться к полноценности.

- Даёшь собственные определения словам и явлениям.

Когда мы маленькие и ничего не знаем, мы пользуемся чужими определениями, но когда мы вырастаем, пора бы уже включать свою голову и давать свои определения. И пусть ваши определения менее точны и более многословны, но это ваше понимание, и ваше мышление, выраженное в словах.  Кто знает, может в будущем ваш язык изложения будет более доступен и внятен для других. Есть хорошее упражнение про синонимы. Если учитывать, что наши предки не были не настолько глупы, чтобы давать одним и тем же предметам разные названия, то в чём разница между наставником, учителем, преподавателем, тренером и педагогом? Дайте свои определения этим словам.

- Излагаешь свежие мысли, которые только что пришли на ум.  

Если в процессе разговора или чтения, вам в голову пришла идея, новая мысль или решение задачи, это тоже говорит о том, что вы думаете своей головой. Далеко не всегда нам известно решение задач/проблем в момент их возникновения. Требуется время, чтобы найти причину тех или иных проблем, а также инструменты влияния на эту причину. И если в процессе получения новой информации, вам удаётся эти знания переложить на решение собственной индивидуальной задачи, это явный признак самостоятельного мышления. В настоящее время, человек часто перекладывает этот пункт на других. Проблемы с физ. и пси. здоровьем – человек идёт к врачам, проблемы с образованием – человек идёт к учителям, проблемы с преступниками -  человек идёт к силовикам. И они уже за вас думают, и принимают решения, что вам делать в вашей ситуации. Учитывая наше общество, которое поражено паразитической заразой во всех сферах, доверять принимать решения кому-либо за себя глупо и неразумно. В большинстве случаев, те же паразиты и маскируются под наших же спасителей и защитников.

- Самостоятельно познал суть явления и можешь оперировать данным процессом.

Часто бывает, что некому подсказать, как работает та или иная система и приходится разбираться самостоятельно. И если вам всё-таки удалось с этим разобраться, а полученное понимание вы можете быстро адаптировать к измененной системе или к другой похожей системе то это результат вашего самостоятельного мышления. Именно умение “видеть” что задумал и как мыслил создатель той или иной системы и есть тот навык, который достигается в результате сообразительности и самостоятельного мышления. И это касается не только технологический систем, но также и психологических, и социальных.   

- Поиск выхода в критических ситуациях.

В критических ситуация у многих самостоятельное мышление включается автоматически. Когда в самый ответственный момент всё идёт не так, или существует угроза жизни, и некому помочь кроме себя самого, то вместе со стрессом, паникой и страхом, включается и навык быстро мыслить, и мыслить не абы как, а быстро, точно, и многогранно. И уже индивидуально от человека зависит, каким чувствам он поддастся и на какие действия решится.  Тем, кто бывал в таких ситуациях, понимают, о чём идёт речь, а тем, кто не бывал и не уверен в своей самостоятельности, лучше не использовать данный способ для развития самостоятельного мышления. Есть более безопасные и оптимальные варианты для этого.

- Умеешь управлять своим подсознанием.

Не все знают о его существовании. А если и знают, то не имеют полного представления, что же это такое. А если и имеют, не все умеют на него влиять и пользоваться. Ведь через подсознание можно действительно влиять на человека, как в хорошую, так и в плохую сторону.  И человек вполне осознанно будет выполнять задачу, поставленную через подсознание, думая, что он сам себе её поставил. Подсознание требует хорошего наблюдения, изучения и практики. Оно хоть и невидимо и неосязаемо, но имеет прямое влияние на мышление и поведение человека. Если человек оставит этот вопрос без внимания, он оставит уязвимость в себе, через которую можно повлиять на человека.  Даже если это влияние будет нужным и положительным, всё равно это будет не ваше осознанное влияние, а чьё то; а раз чьё то, то это уже никакая не самостоятельность.

- Не игнорируешь факты, которые противоречат вашему текущему мировоззрению.

У каждого из нас есть своё мировоззрение. У нас есть свои представления, как устроен мир, куда нам надо идти, что важно, а что нет, что плохо, а что нет, как нам жить и т.д. И если мы всю жизнь считали, что это устроено так и правильно поступать так, а в какой то момент выяснилось, что это вовсе не верно, то мы должны скорректировать нашу позицию по отношению к данной теме или ситуации. Не отворачиваться от новых фактов, найти им место в нашей голове, и всегда учитывать этот факт, когда касаемся данной темы или ситуации. Это трудный момент в жизни человека, когда явившийся факт указывает на чудовищные заблуждения человека в той или иной сфере и надо иметь много сил и воли, чтобы признать свои ошибки, переосмыслить свои взгляды, и постараться исправить то, что уже было сделано исходя из ложных представлений. Большая часть отворачивается от таких фактов, предпочитая ничего не менять в себе, и не признаваться самому себе в своих заблуждениях, и в таком случае ни о какой самостоятельности мышления речи быть не может.

- Умеешь отличать правду от лжи.

Владение данным навыком хотя бы на небольшом уровне, явно указывает на вашу возможность самостоятельно мыслить. 

- Задался вопросом, а думаю ли я своей головой?

Если вы задались этим вопросом, это уже говорит о том, что вы начали самостоятельно мыслить. Этот критерий должен быть по сути первым, т.к. он самый очевидный, но какая разница в каком он месте, важно лишь то, что мы это понимаем.

 

Есть ещё критерии самостоятельного мышления, но их мы указывать не будем, ведь если вы сможете сформулировать эти критерии самостоятельно, это заставит поработать вашу голову и лишний раз докажет, что вы думаете своей головой. Знайте, навык самостоятельного мышления - приобретаемый навык. Он не даётся нам от рождения, а развивается в ходе нашего обучения и самостоятельного интеллектуального труда. Развивайте своё мышление, память, сознание, проницательность. В настоящее время так много лжи и обмана, что жизненно важно уметь отличать правду от кривды. Только самостоятельное мышление позволяет человеку совершать осознанное движение вперёд в любой сфере, любой ситуации и в любое время.