Психологические типы и архетипы людей

Псиxическое поведение людей определяет многое в нашей жизни. Человек тысячелетиями, наблюдает за собой и другими людьми и периодически задаётся вопросами: почему он ведёт себя так, а не иначе? почему на одно и то же событие, реакция людей разная? Почему при одинаковых условиях развития формируются разные поведения? И конечно, почем я такой, какой я есть? Всему должна быть причина, в том числе и поведению людей.

Исходя из своих наблюдений и опыта других людей, некоторые наблюдатели смогли выявить общие закономерности, которые свойственны определённому поведению. Они не видели причины, но хорошо фиксировали результаты. Так появились психологические типы. Что же касается архетипов, то это более фундаментальный образ психотипа поведения человека, который неизвестно где “заложен”, но периодически себя проявляет через поведение человека. Другими словами архетип – это первообраз поведения (их не так много), а психотип – это частные случаи тех же архетипов (их больше).

Сразу стоит упомянуть, что, нигде не встретишь полное описание всех архетипов и типов психики, т.к. их великое множество. Каждый изучающий не может уловить всё и вся, так как человек может уловить в другом только то, чем владеет сам или хотя бы имеет представление об этом. Так, например добрый и честный человек, не может разглядеть алчность и тщеславие в другом, если не знаком с такими явлениями и не поражён этими пороками сам. И наоборот. Субъективность восприятия всегда имеет место быть. Поэтому не стоит ожидать от психиатров и психологов, что они точно опишут все существующие типы психики человека. Но наиболее часто встречающиеся уже хорошо известны и изучены, о которых и пойдёт речь ниже.

Архетипы:

Архетип человека проявляет себя тогда, когда человеческое сознание теряет контроль над поведением тела и мыслительными процессами, переставая удерживать порывы инстинктов и эмоций. Самый известный архетип в этом плане – родительский архетип. Особенно архетип матери.

- Архетип матери выражен в заботе, сочувствии и слепой любви к своим детям и подопечным. Её забота не всегда направлена только на своих детей, т.к. роль её детей могут исполнять и животные, и растения, и даже другие люди, которые существенно старше её. У подавляющего числа женского населения все эти качества заложены на уровне сущности и генетики, которые, периодически требуют удовлетворения. И если женщина недостаточно развита, то все эти процессы проходят мимо её сознания, и она идёт на поводу данного влияния, которое, обычно, редко бывает полезным. Слепая любовь к своим детям стремится отгородить детей от всех окружающих опасностей, когда настоящая материнская любовь должна подготавливать детей ко взрослой самостоятельной жизни. А если у женщины нет детей, она может удовлетворить потребность в заботе в отношении других людей, игнорируя волеизъявление оных. Архетип матери настолько поглощает женщину что она не только не обращает внимание на своё поведение, но и искренне удивляется, почему некоторые отторгают её внимание и заботу. Женщина всегда должна помнить, что она, в 1-ую очередь человек, которому только свойственна женская натура, а мужчине - мужская. Человек разумный всегда должен поступать с позиции разума, и проявлять свою натуру только там, где это уместно и разумно. Родителем стать легко, а вот настоящей матерью или отцом – дело трудное, требующее немалых человеческих качеств.

- Архетип ребёнка тоже хорошо известен. Ребёнку свойственна любовь к играм, стремление к новому, эмоциональная выразительность, незамутнённый ум и ежедневное праздничное настроение. Со временем, человек утрачивает подобные качества и приобретает новые. Можно сказать, что архетип ребёнка как бы покидает человека. Подчеркну, что именно со временем, а не с возрастом, т.к. взрослый человек может оставаться ребёнком в своём поведении. В большинстве случаев это негативно сказывается на нём, т.к. взрослая жизнь требует иных качеств (трудолюбия, дисциплины, грамотности, воли и т.д.). Но есть одно детское качество, которое всегда полезно сохранить человеку на протяжении всей его жизни, это детское восприятие. Детское восприятие – это способность смотреть на вещи с “чистого листа”, которая действительно старается уловить истинную суть вопроса. Часто, взрослому человеку сложно так поступать, т.к. его сознание и разум уже имеет множество шаблонов и рамок мышления.

- Архетип правителя выражается в стремлении психики человека всё контролировать и брать на себя ответственность за всё то, что он может на себя взвалить. Ответственность и контроль до определённой степени хорошие и нужные качества в настоящее время, но архетип правителя не всегда знает меру. Правитель не терпит и малейшего отступления от договорённостей, порядка и иерархии. Ему чуждо (и даже считается опасным) творческое начало или иной взгляд на ту систему, где он существует, будь то семья, кружок по интересам или коллектив на работе. Он абсолютно уверен в собственных представлениях и редко воспринимает критику. Любой правитель, рано или поздно столкнётся с испытанием властью и страхом утратить её. Не важно, на сколько мала или велика имеющуюся власть, а важно то, как он будет её использовать; во благо других или пойдёт на поводу собственного эго, которое будет требовать постоянное укрепление собственного авторитета.

- Архетип творца выражается в потребности человеческой психики в новаторстве и воплощать задуманное. Творец обладает хорошей чувствительностью и хорошо улавливает происходящее вокруг него, что позволяет хорошо выразить это в музыке, художественной деятельности, танцах, кулинарии и других искусствах. Сложно определить творца как глупца или бездельника. Но архетип творца может овладеть человеком, и тогда его разум и чувства полностью поглотит одержимость к творению, позабыв о совсем простых вещах, таких как: сон, питание, гигиена и элементарная культура поведения на людях. Более того, чем дольше человек будет одержим творением, тем больше вероятность того, что в нём “прорастут” такие качества как эгоизм, безответственность, нарциссизм и враждебное отношение к другим, не менее интересным направлениям, что в итоге может привести даже к шизофрении и сумасшествию.

- Архетип простака подразумевает простодушную жизнь и минимальные потребности для собственного счастья. Простак не ставит больших целей и задач; для него иметь друзей, семью и неплохую работу уже счастье. Он умеет довольствоваться малым, от того и зачастую в хорошем настроении. Большим плюсом, и в то же время минусом, является его открытость и искренность по отношению к другим людям. Добрые люди с радостью и лёгкостью идут с ними на контакт, а для злодеев, простаки – лёгкая добыча.  В простодушном человеке редко встретишь что-то новое и удивительное, но зато он предсказуем, что удобно в некоторых ситуациях. Также, простака почти невозможно переубедить в его ошибочных суждениях. Пока на деле он не столкнётся со своими ошибками, простак будет самоуверенно настаивать на своём.

- Архетип мудреца проявляется в постоянно мыслящих и думающих людях. Это философы, учёные, исследователи, аналитики и т.д. Мудрец стремится познать любую суть вещей, какой бы она не была. Истина для мудреца – превыше всего. Архетип мудреца постоянно требует изучать и исследовать, познавать то, что уже познано другими. Постоянная погоня за знанием и пониманием может затмить в человеке такую добродетель как великодушие, которое очень полезно, когда мудрец делится своими знаниями с другими. Не имея великодушия, мудрец может “уколоть” или даже отпугнуть ученика, указав на его ошибку. Архетип мудреца не терпит неточностей и тем более явных ошибок. Самый большой страх данного психотипа заключается в том, что путь, который он прошёл, дабы разобраться с каким-либо вопросом, окажется тупиковым. Таким людям сложно принять, что они выбрали ложный путь, и тем более сделать правильный вывод: отказаться от своего учения, и приступить к новому с самого начала.

- Архетип героя тоже не так уж редок в нашем обществе. Человек, имея данный архетип, постоянно ищет возможность проявить себя на людях совершив какой-либо благородный и рискованный поступок. Ему важно, чтобы люди восхитились им и смотрели на него с впечатлением. Возможная неудача или провал в критический момент подсознательно угнетает героя, но никак не мешает проявлению его отваги, мужества и решительности. Его принцип – сделать наше общество лучше, благородно, но зачастую безрассудно и довольно слепо.

- Архетип преступника многим хорошо известен. Лень, нежелание учиться и трудиться создают хорошую почву для проявления данного архетипа. Преступник понимает, что здоровое общество презирает и отвергает подобное поведение, поэтому ему нужно хоть какое-то признание. Для этого преступный мир создаёт свою иерархию, свои правила и т.д. где неуважение к чужим вещам и волеизъявлению можно относится пренебрежительно, а паразитический образ жизни никем не порицается, и даже наоборот, приветствуется.

Существуют и другие архетипы психики человека, но повторюсь, всех их мы описывать не будем т.к. они описаны в книгах и статьях по психологии. Мы же описали только одни из самых известных и наиболее часто встречающихся. Также стоит понять, что редко встретишь человека с проявлением только одного архетипа. С течением времени и обстоятельств архетип может меняться или вовсе исчезать. Как писал Юнг: “чем больше архетип нами познан, тем быстрее он теряет свой порывистый и компульсивный характер”. Другими словами, сознание и разум берут под контроль поведение человека и позволяют психике и телу реагировать только тогда, когда сознание посчитает это уместным.

Психотипы:

Немалое кол-во людей пыталось упорядочить все психотипы так, чтоб под них попало всё население планеты. Но в действительности, ещё никому не удалось это сделать достаточно точно, т.к. психика человека — это качественно иное явление, которое нельзя не увидеть, не пощупать, но при всём при этом, она существует, постоянно оказывает влияние, и имеет очень большую многогранность и динамику.

Для простого обывателя, который только столкнулся с изучением психики, есть простой и хорошо известный вариант градации людей по темпераменту личности. Сангвиники/флегматики/холерики/меланхолики.  Темперамент личности, по сути, и есть составляющая психика человека. Эти темпераменты многим известны, и почитать о том, что они из себя представляют можно где угодно. Но что мы имеет в действительности? Такое разделение выглядит очень упрощённо т.к. оно не описывает в должной мере такие качества как оптимизм/пессимизм, интроверт/экстраверт, идеализм/материализм, скептицизм/догматизм, рационализм/эмпиризм. А ведь это всё психотипы людей. И многие у нас на слуху, и кое-что мы об этом знаем. А ведь существуют многие другие, которые описаны психологами в своих книгах. Например: детерминист (фаталист), монист, сенсуалист, астеник и т.д. При этом, каждому психотипу свойственен определённый набор качеств. Существует большое множество книг и статей по описанию каждого психотипа, поэтому все мы их описывать не будем. Важно понять, что определённый психотип человека – это не хорошо и не плохо. Одни жизненные ситуации требуют от человека одних человеческих качеств, другие – другие. Нужно только научится управлять этими качествами и давать им волю только там, где это разумно и уместно.

Психика человека – очень мощный инструмент. В ней заложен ключ по изменению самого себя. Проблема в том, что почти никого не учили ею управлять. Человеку просто рассказывают, что она есть, и получается, что она живёт как бы своей жизнью. Это неправильно. Человек может взять свою психику под контроль и поставить себе на службу. О том, как это сделать, тоже написано множество книг, где интересующийся человек сможет найти рекомендации и методики. Но в основном, все эти рекомендации в большинстве своём будут требовать одного – осознанных действий. Именно сознание может проникать в глубины психики и изменять её. Именно человеческое сознание может держать под контролем инстинкты, эмоции, импульсивное и “запрограммированное” поведение, называемое привычкой. Как только сознание “схлопывается”, наше тело, мышление и поведение приобретает режим “автопилота”.  А это уже поведение не человека разумного, а разумного животного. Поэтому, на вопрос изучения психики людей нам стоит обратить гораздо больше внимания, чем сейчас. И ещё большее внимания и времени, нам стоит посвятить практической части развития сознания и поведения в целом.