Физическая культура

Сегодня, физическая культура претерпела множество изменений и ушла от той первоначальной цели, для которой она и была создана – поддерживать здоровое физическое состояние. Почему это так, поговорим ниже в нашей статье.

Не для кого не секрет, что в настоящее время, людей больше беспокоит их внешность, звания и сторонние мнения, чем собственное здоровье. Люди готовы принимать хим. препараты и делать операции ради получения “привлекательной” фигуры, готовы мириться с множеством травм ради успеха в большом спорте. Готовы идти наперекор своим естественным физическим и психологическим потребностям ради внимания и сторонней похвалы. Многие даже не обращают внимание на словосочетание “физическая культура”, которая уже в своём названии несёт определённый смысл.

Физическая культура представляет нечто большее чем просто физические упражнения. Физ. культура подразумевает постоянное поддержание своего тела в здоровом и в тренированном состоянии для выполнения повседневных задач. Для этого, человек должен знать основы своей физиологии, владеть методиками определённых тренировок, и иметь дисциплину, чтобы выделять время и выполнять упражнения. Сюда включается как восстановительная (врачебная) гимнастика, так и забота о здоровом теле.

Слово “культура” здесь тоже не просто так указано. Под словом “культура” мы привыкли понимать степень умственного, технического и нравственного развития группы людей. Но культурой мы также называем совокупность всех благ, созданных человеком для использования их в жизни. Наука, право, телефон, интернет, всё это доставляет «культурному» человеку значительные удобства, при помощи которых человек обставляет свою жизнь с большим или меньшим комфортом; эти удобства мы и склонны считать признаками культуры и часто полагаем, что без них обойтись нельзя. В слове «культура» заключается, однако, еще элемент необходимого улучшения. Культура растений предусматривает улучшение породы данного растения. Когда мы более узко ограничиваем жизненные блага областью нашего тела, мы говорим о «физической культуре», как о совокупности всех физических и психических сил в нормально и сильно развитом организме человека и о совершенствовании этих сил. Вот что такое физическая культура. Все области жизни, поскольку они могут отразиться на состоянии нашего тела, входят в круг физической культуры: сон, еда, одежда, способы работы, физического или умственного груда, всё это не должна игнорировать широко понятая физическая культура, «физкультура все 24 часа в сутки». Вопрос только в том, насколько человек владеет собой в данном вопросе? Правильно ли он сидит, ходит, дышит, спит, питается, выполняет физ. работу и т.д. Казалось бы, человек всё это умеет делать и учится этому естественно, но в действительности, мимо нашего сознания пролетает очень много незамеченных нами процессов, которые прямо влияют на наше физ. состояние.

Конституция тела.

Замечено, что, независимо от расы, возраста, степени развития, большинство людей можно свести к нескольким типам, классифицировать их по конституциональным типам. Правда, резко выраженные типы встречаются не так часто, гораздо чаще можно отметить переходные и смешанные типы, но, как никак, такая классификация возможна. Например, французский учёный Д.Р Сиго классифицировал физические тела так:

К мозговому типу принадлежат люди, работающие интеллектуально; у них должна быть преимущественно развита голова.

К дыхательному типу принадлежат люди подвижные, занятие которых не требует долгого сидения; такие люди должны обладать не только объемистыми легкими, но и резко выраженным развитием всех органов дыхания, включая даже нос; в физкультуре к такому типу принадлежат бегуны.

Мышечный тип бывает сравнительно часто представлен и в жизни, и в физкультуре; это — человек с хорошо развитой мускулатурой, не всегда тяжелый, скорее даже сравнительно легкий тип, встречающийся в спорте, не среди гиревиков, а среди борцов-легковесов.

Пищеварительный тип характерен для людей, любящих не столько плотно, сколько хорошо покушать; у такого типа людей должно быть «красивое брюхо», по выражению одного поклонника приводимой классификации; но и другие части тела должны получить преобладающее развитие, например, челюсти и подбородок.

Существуют и другие классификации; например, классификация М.В. Чернорудского:

Каждому типу телосложения свойственен определённый набор характеристик и качеств, сильных и слабых сторон. Нет лучшей и худшей конституции тела; всё имеет сильную и слабую сторону. Важно выявить, каким типом конституции обладаете вы сами, изучить его, и исходя из этого, строить план развития своего тела и заботу о здоровье.

Не стоит забывать и о влиянии физического тела на психику и наоборот. Минимальная задача физической культуры — дать человеку полное и общее здоровье и нормальное развитие. Нормально-развитым человеком мы будем считать того, кто обладает следующими физическими качествами: 1) сила, 2) скорость, 3) выдержка, 4) ловкость, 5) мужественность; последнее качество женщина заменит женственностью.

По существу, все эти пять качеств можно было бы объединить в одном — в силе, так как и скорость, и выдержка, и даже мужественность могут считаться лишь разновидными проявлениями силы. Мы называем сильным тот автомобиль, который снабжен мощным двигателем; но в зависимости от того, какое приспособление мы придадим этому двигателю, мы можем превратить мощность двигателя в скорость, в грузоподъемность или в выносливость. Совершенно так же обстоит дело и с человеком, которому сильные мышцы могут служить либо для проявления силы в узком смысле слова (потребной, например, для поднятия тяжестей), либо для проявления скорости и т. д.

Сила в узком смысле слова - есть способность в течение более или менее непродолжительного времени, без ущерба для здоровья, проявить максимум мышечной энергии на преодоление известного сопротивления.

Скорость - есть способность в течение более или менее непродолжительного времени, без ущерба для здоровья, проявить максимум мышечной энергии на преодоление известного пространства или времени.

Выдержка (выносливость) - есть способность, без ущерба для здоровья, проявлять значительную силу и скорость в течение более продолжительного времени.

Ловкость - есть способность затрачивать мышечную энергию в силе, скорости и выдержке возможно более экономично.

Мужественность есть проявление силы, скорости, выдержки и ловкости в здоровом теле, с наибольшей красотой, присущей мужчине (мужественность в этом случае понимается именно, как телесное качество, не психическое). Красота подразумевается динамическая, красота в движении, не красота лица или даже тела в покое. Женщина проявит пятым качеством женственность, которая выразится в красоте движений, присущей женщине и значительно разнящейся от красоты мужских движений.

Но нормально-развитый человек должен быть развит не только физически, но и духовно (психически). Развитие телесных качеств влечет за собою и развитие качеств психических. Человек, медленно двигающийся, обычно будет и медленно думать; человек, неловкий телом, чрезвычайно редко будет сообразительным. Развивая наше тело, мы соответственным образом развиваем и наш дух, при чем в соответствии с названными телесными качествами мы разовьем и психические.

Силе соответствует энергичность, способность в течение более или менее непродолжительного времени проявить максимум нервной энергии для преодоления внешнего сопротивления.

Скорости соответствует решительность, способность в течение более или менее непродолжительного времени проявить максимум нервной энергии для быстрого, энергичного решения вопроса, без долгого раздумья.

Выдержка в области психической выражается в стойкости с вытекающими из нее хладнокровием, чувством дисциплины и духом товарищества, когда человек сознательно жертвует своим интересом для общего дела.

Ловкость вызовет сообразительность, умение экономично затрачивать психическую энергию.

Наконец, мужественность будет способствовать выработке смелости, отваги, умения разумно рисковать, не страшась опасности; женственность породит скромность и т.д. Существует множество взаимосвязей физики и психики. В одной конституции тела она выражена больше, в другой – меньше. Важно всегда помнить, что конституция тела несёт в себе генетически заложенные качества, которые нам изменить пока не под силу. Мы лишь можем (и должны это делать) развивать эти качества специально подходящими упражнениями и тренировками, о которых мы и поговорим далее.

Методики.

Существует огромное множество методик и систем тренировок физ. тела. Каждый его участок можно развить до определённой степени. Начиная от детских подвижных игр и простых танцев, и заканчивая специальными гимнастиками и именными системами. Мы рассмотрим только несколько из них:

- Шведская гимнастика строго направлена на то, чтобы охранять здоровье человеческого тела путём гармонического его развития; для этой цели выбираются те упражнения, которые, не будучи связаны с разрешением посторонних задач, как приобретение навыков или победа над противником. Но помимо этой главной цели имеется и вторая, чрезвычайно важная — исправление телесных недостатков, как прирожденных, так и приобретенных. (упражнения для ног, упражнения в напряженном выгибании, упражнения в подтягивании, упражнения в равновесии, упражнения для плеч, спины и затылка, упражнения для брюшного пресса, переменносторонние упражнения туловища, прыжки, дыхательные упражнения).

- Немцы считают, что уроки гимнастики являются чрезвычайно важным дополнением к другим образовательным дисциплинам; и что гимнастика в школе дает возможность провести общее воспитание при более благоприятных условиях, развивая выносливость и силу учеников, сохраняя и улучшая их здоровье. Содействуя воспитанию, гимнастика способствует и образованию, в виду того, что именно на основании телесной работы создаются основы характера. Коллективные занятия гимнастикой воспитывают точность, дух товарищества, любовь к порядку, дисциплину и добросовестность. Привычка к красивым движениям вырабатывает эстетическое чувство, что имеет значительное влияние на нравственность молодежи.

- Гимнастика Лесгафта предполагает умение изолировать отдельные движения и сравнивать их между собою, сознательно управлять ими и приспособлять к препятствиям, преодолевая их с возможно большей ловкостью и настойчивостью; иначе говоря: приучиться с наименьшем трудом в возможно меньший промежуток времени сознательно производить наибольшую физическую работу или действовать изящно и энергично.

- Выравнивающая гимнастика Штрубе. Смысл её — создать такой комплекс упражнений, который «выравнивал» бы последствия профессионального труда. Но перед тем, как заняться деформирующим трудом, было бы полезно укрепить тело человека. Таким образом у Штрубе и создалось несколько схем занятий. Одна — общеразвивающая и несколько специальных. И та, и другие отличаются от родственных программ некоторыми новыми формами, из которых часть представляет собою выдержки из ритмических систем с их стремлением к расслаблению и растягиванию мышц.

- Зарядовая гимнастика (зарядка). Задача зарядовой гимнастики заключается в расторможении организма после ночного сна и в приведении в активное состояние функций его внутренних органов и нервно-мышечной системы. Таким образом область зарядовой гимнастики сравнительно с другими системами, в том числе и с индивидуальной или комнатной, очень узка. Она должна только ввести организм человека в повседневную работу и должна дать на весь трудовой день бодрость и энергию. Следовательно, нельзя возлагать на зарядовую гимнастику корригирующие задачи, нельзя считать, что она должна оздоровить, как мы это требуем от домашней гимнастики, нельзя также рассчитывать на то, что зарядка даст какие-либо навыки.

- Система Тарасова состоит из четырех «комплексов»: 1) гимнастика дыхательная; 2) самомассаж кожи; 3) гимнастика туловища стоя; 4) гимнастика туловища лежа.

Каждая гимнастика и система имеет свою идеологию, задачу, сильную и слабую сторону (недостатки). Наша задача же только изучить, понять, что именно нам подходит, и проверить работоспособность методики. На деле окажется, что часть методик именно нашему телу не подходят, и нам потребуется искать новые или самостоятельно адаптировать эту методику для себя. Это самостоятельный труд, от которого никуда не деться.

Не забывайте и про восстановление после занятий. Отдых, массаж, воздух, вода, питание, одежда, постель, личная гигиена и т.д. всё это должно быть учтено при вашем восстановлении и является неотъемлемой частью физической культуры.