Алхимия

“Не мудрено отрицать то, чего не понимаешь”- Альберт Пуассон.

Сегодня алхимия, как наука, стоит под большим вопросом. Существует ли такая наука вообще? Современным научным сообществом алхимия признана лженаукой и, по их мнению, нечего там изучать и экспериментировать. А учитывая, что современные учёные также продажны, как и многие другие люди из прочих сфер, то алхимия как минимум заслуживает, что б на неё обратить внимание. Дошло же до нас это загадочное слово – алхимия, сколько книг пишется и сколько фильмов снимается об этой науке, даже некоторые богатеи обращаются к этой науке в попытке получить то, что не может им дать современная общепризнанная наука. Даже в некоторых источниках указывается, что в средние века алхимия изучалась студентами в унститутах и университетах. Поэтому, давайте обратим свой взор на эту науку, и попробуем разобраться, чем именно занимались алхимики и каких результатов достигали.

Алхимия, как наука, имеет очень богатую и длинную историю развития. По мере развития, менялись представление об окружающем мире, предмет изучения алхимии, а значит, цели и задачи. “Алхимия – это наука о приготовлении некоего состава или эликсира, который будучи прибавлен к неблагородным металлам, превращает их в металлы совершенные”- писал Роджер Бекон. Роджер Бекон не был шарлатаном, а был философом и естествоиспытателем. Изучив его труды и биографию, можно сделать вывод, что он действительно пытался познать истинные законы природы, в том числи и через алхимию. Но это было в XI веке. С тех пор задачи алхимии расширялись. Спустя несколько столетий, некоторые алхимики уже утверждали, что они способны очищать огромное кол-во металлов, лечить людей, продлевать жизнь и пр. И когда часть алхимиков решила заниматься только финансово выгодными деяниями (производство красок, кислот, мыла и создание искусственных драгоценных камней), то данное направление стали называть химией. Поэтому говорят, алхимия – мать химии. Часто именно на химиков того времени указывается как на шарлатанов, которые в погоне за богатством продавали рецепты превращения серебра в золото.

Ну а что же те алхимики, которым было “по боку” богатства и слава?  Чем занимались те, кому важно докопаться до истины и познать истинную природу материи? О таких людях нам почти ничего не известно, т.к. все тайны и секреты они забирают с собой в могилу или передавали в строжайшей тайне, дабы не попали их знания в руки паразита. Это разумно, и, наверное, каждый из нас поступил бы так, обладая каким-либо ценным навыком. И чем существеннее ваш навык, тем больше требуется снижать внимание к вашей персоне. Важен результат ваших деяний, а не богатство, слава, известность и всемирная признательность. Но часть алхимиков прошлого всё-таки засветилась на страницах мировой истории. Об их трудах и деяниях мы и поговорим ниже.

Алхимки прошлого.

Альберт Великий, был учёным, философом и алхимиком. Именно ему приписывается открытие, которое позволяет искусственно в чистом виде получать мышьяк. Альберт написал труды о животных, растениях, человеческой сущности, материи и конечно же об алхимии, где доказывал, что алхимическое искусство – истинное искусство. Альберт Великий мог превращать железо в живое серебро, получать киноварь, лазурит, винный камень, щелочную соль, зелёную медь, белый свинец, белоснежную ртуть и многое другое. Даже описывал способ получения искусственного золота и серебра, но в тех же трудах предусмотрительно добавлял:” Наипервейшее правило состоит в том, что сподобленный этому искусству должен хранить молчание и ни одной живой душе не выдавать его тайну. Ведь нет иного способа сохранить тайну, как не увеличивать число людей, в нее посвященных. Когда же тайна пойдет по рукам, она исказится, станет неистинной. Если утратишь тайну искусства, совершенства тебе вовек не достигнуть.”

Альберт Великий и его труды были признаны ещё при жизни и зоологами, и ботаниками, и астрономами, и химиками, и даже церковью. Хотя спустя некоторое время церковь старательно пыталась “отделить” алхимию от Альберта Великого, писала, говорила и доказывала, что труды по алхимии, написанные под его именем – фальшивка. Так и появились сомнения по поводу его связи с алхимией.

Василий Валентин, монах, исследователь, химик и алхимик. Первый обратил внимание на то, что яд – понятие относительное. И что может быть ядом для одного, может стать лекарством для другого. Также, как и кол-во вещества влияет на то, чем это можно считать, ядом или лекарством. Первым нашёл способы получения свинцового сахара, железного купороса и гремучего золота. Читая его труд “12 ключей мудрости” сразу можно понять, насколько он был любопытен и любознателен. Изучал и философию, и гомеопатию, и астрономию, и химию, но при этом был глубоко верующим человеком. Звучит очень противоречиво, но и занятно. Идя за его мыслью, сложно не отметить его рассудительность и широту восприятия.

В своём труде “Алхимические трактаты” описывает способы получения сурьмы, ртути, серы, уксуса, негашёной извести и пр. Рассказывает о металлах, их превращениях (в том числе и золота), пишет про изготовление лечебных напитков и масел и, конечно же, о философском камне.  Многие химики признают его труды. А вот церковь, как всегда, даже сомневается в существовании этого человека.

Филипп Теофраст фон Гогенгейм (более известен под именем Парацельс) – швейцарский врач, философ, естествоиспытатель и конечно же алхимик. Жизнь этого человека настолько богата на события и приключения, что даже то, что удалось задокументировать, вызовет удивление у читателя. Будучи хорошо образованным в медицине (хирургии) он много путешествовал, учувствовал в военных походах, посещал всевозможные институты, библиотеки, разговаривал с разными учёными, народами и сословиями, учился у всех и всему, что позволило ему стать невероятно образованным человеком во многих сферах. Ну и конечно же, не прошла мимо него и алхимия. Изучив основы алхимии, Парацельс открыл для себя и для всех остальных новые возможности -  лечить людей с применением хим. препаратов. Именно его считают прародителем современной фармакологии. Но помимо многочисленных работ медицинского характера, сохранились так же труды по учению о человеческой сущности, о колдухан, ведьмах, о духах и одержимости, о гомункулах, силе воображения и магических рисунках. Всё это он считал естественным явлением, и обязательно учитывал, когда сталкивался с чем-то для себя новым.

Читая его работы, можно уловить характер этого человека, насколько он был открыт новому, стремился познать законы природы, и поставить их на службу простых людей. Все явления (признанные и непризнанные) он старался изучить самостоятельно и разобраться в них, какой можно получить от них толк.

И опять мы сталкиваемся с похожей ситуацией. Парацельс признан как выдающийся врач и медик, но все его труды, связанные с алхимией, ставятся под сомнение. Просто совпадение или есть какая-то закономерность? Для этого посмотрим на труды ещё некоторых алхимиков прошлого, но которые стояли на государственной службе.

Томас Воган (псевдоним - Евгений Филалет) был химиком, алхимиком, врачом и священником.  С помощью алхимии изготавливал лекарства, совершал трансмутации, и обладал секретом получения философского камня, который использовался для получения серебра и золота. Все свои труды издавал под псевдонимом, т.к. очень уж он страдал из-за козней безнравственных людей. В его трудах чувствуется обидчивость и ранимость к обществу, в котором он жил. Его обзывали шарлатаном, прямые док-ва его возможностей отвергались, а торгаши и вовсе плюнули ему в душу. “Господи, сделай так, чтобы два великих идола - золото и cеребро, - которых почитает сегодня весь мир, поскорее стали столь же обычны и дёшевы, как грязь и отбросы. Ибо тогда я, знающий, как их получать, не буду больше испытывать столько хлопот, сколько испытываю, скрываясь от мира. Мне кажется, что проклятье Каина пало на меня (сама эта мысль повергает меня в слёзы и стенания) и что я, как и он, отринут от Лица Господа, лишён возлюбленного общества моих друзей, с которыми хотел бы беседовать, не скрывая ничего. Сейчас меня, как и Каина, преследуют фурии, и нигде я не чувствую себя в безопасности ни на миг. Это часто заставляет меня, как и его, взывать к Господу в крике: "всякая рука человеческая против меня!”.

Михаэль Мейер - был врачом, гомеопатом, алхимиком и философом. Работал при дворе у императора Рудольфа 2-го как врач и алхимик. Учился алхимии самостоятельно, в основу своих знаний положил труды предшествующих алхимиков и собственные эксперименты.  Утверждал, что золото – самый важный металл, и существует некое сходство, между золотом, сердцем и золотом. Написал множество трудов об алхимии, медицине, растительном и животном мире, но почти ничего из его трудов не было переведено на русский язык. Больше всего интересен его труд “12 золотых символов наций”, где он рассказывает о 12 великих алхимиках прошлого (в том числе и об уже упомянутом нами Альберте Великом).

Дейвид  де Планис Кампи – французкий алхимик, врач, хирург, состоявший на службе у Людвига 13-го. Был последователем учения упомянутого Парацельса. Им написано несколько самостоятельных трудов по химической и минеральной медицине, химии и алхимии. Мало что известно об этом человеке и его методах, но существование его трудов и его самого отрицать глупо.  Косвенно о нём упоминается и другими учёными недалёкого времени (Например, в книге Альберта Пуассона “Символы алхимиков”).

Доказательства.

Прежде всего, стоит задать себе вопрос: “Что будет являться для меня доказательством существования алхимии?”. Что можно считать прямым или косвенным доказательством? Свидетельские показания, задокументированные на бумаге? Повторение опытов, описанных в книгах по алхимии? Авторитетное мнение общепризнанных современных учёных? Учитывая сегодняшнюю продажность науки, с.м.и., и пр. структур, можно убедить простой народ, что чёрное это белое, а белое это чёрное и алхимия тут не исключение. Поэтому, на сегодняшний день, единственным разумным, прямым доказательством существования алхимии, можно считать только самостоятельно прикоснувшись к алхимии на деле. Но далеко не у каждого есть желание и возможность этим заняться, далеко не у каждого достаточно любознательности, трудолюбия и желания “докопаться” до истины. И это касается не только алхимии, но и других наук прошлого, которые канули в лету. Желать познать истинные законы природы, и уметь искать пути к истине – вот главный навык алхимиков и прочих учёных, исследователей и естествоиспытателей. Также нужно уметь обращать внимание на то, как мы принимаем ту или иную позицию; собираем и анализируем док-ва, а потом принимаем позицию на основе выводов? Или наоборот, сначала занимаем позицию, а потом ищем док-ва в защиту оной?

Да, сегодня с прямыми доказательствами беда, но косвенные док-ва остались, и их стоит учитывать. Косвенные док-ва тоже док-ва, о которых мы и порассуждаем ниже:

- Об алхимиках на государственной службе писалось не просто так. Ведь если некоторые их них стояли на гос. службе при дворах королей и императоров, то это значит, что их признавали и какие-то услуги они да оказывали.

-  Аналогия с историей. Часть современных историков (и не только) говорит, что общепризнанная история имеет множество ошибок и фальсификаций, и в действительности всё происходило не так. Они пишут/говорят, что существовала Великая Тартария, Славяно-Арийская Империя, Даария и что история русского народа уходит очень далеко за пределы 1000 летней истории, о которой пишут нынешние общепризнанные историки.  И вот эти историки спорят по сей день защищая свою позицию. И если обратить внимание на их аргументацию, то часть фактов действительно очень состоятельна и нельзя отворачиваться от этого ради победы в споре. А раз есть состоятельные факты, значит действительно что-то в прошлом было такое, что от нас пытаются скрыть. Так и с науками (в том числе и с алхимией). Что-то действительно было в этой науке, но ложь проникла и туда, запутывая и уводя взор истинно ищущего человека.

«Главная обязанность учёного не в том, чтобы пытаться доказать непогрешимость своих мнений, а в том, чтобы всегда быть готовым отказаться от всякого воззрения, представляющегося недоказанным, от всякого опыта, оказывающегося ошибочным». – Марслен Бертло

- Со многих алхимиков прошлого пытаются “смыть” профессию алхимика, и вписать им профессию просто химика. Получается, что их заслуги в области химии очень сложно критиковать и переписать, а вот их труды в области алхимии критиковать гораздо проще. Зачем же так поступать? Наверняка есть какая-то причина?

- Часть алхимиков вели очень скрытый образ жизни. И о них упоминается только в редких и  смежных литературных произведениях. Такими были Луи Поль Франсуа Габриэль и Килиани. Оно и понятно. Если алхимик действительно могущественен, зачем ему публичность и известность? По сути, самых выдающихся алхимиков мы и не знаем. Ведь они, наверное, организовали свой труд так, что никто и никогда не догадается даже об их существовании.

- Можно привести ещё некоторое кол-во косвенных док-тв, если подумать своей головой. Вполне возможно, что часть известных алхимиков были только “вывеской” и посредником другого, более могущественного человека. Вполне возможно, что часть из них владели паранормальными способностями, и из-за неготовности общества принять это, они называли себя алхимиками. (Наверное, так сейчас поступает часть иллюзионистов). Ну и конечно не стоит сомневаться, что обязательно нашёлся бы человек, которой бы обязательно воспользовался бы титулом “алхимик” и нагрел бы определённое кол-во денег на доверчивом населении. Умение отличать правду от лжи, искать истину и видеть истинное положение вещей – обязательный навык не только рядового алхимика, но и рядового гражданина абсолютно любой страны.

Сегодня алхимия стоит под вопросом и считается лженаукой, а завтра само собой разумеющийся предмет. Пифагор же знал, что Земля вращается вокруг Солнца, но только Коперник смог убедить в этом население спустя 2000 лет.