Работа и труд

“Вы не уcпели заметить, что мы живем в эпоху полного саморастерзания? Многое, что можно было бы сделать, мы не делаем, сами не зная почему. Работ стала делом чудовищной важности: так много людей в наши дни лишены её, что мысли о ней заслоняют все остальное.”

Эрих М. Ремарк.

Казалось бы, работа и труд одно и то же. На работе человек трудится, а когда налаживает свой быт, то он работает. Обычная игра слов, не более. Но это только на первый взгляд. Давайте посмотрим на этот вопрос ещё раз, но с других позиций и более осмысленно.

Сегодня, в нашем обществе, после окончания учебного заведения, устройство на работу считается нормальным и даже обязательным явлением. На кого бы человек не выучился, если он идёт устраиваться на работу (т.е. обретает работодателя), то в подавляющем большинстве случаев мы получаем следующую несправедливую ситуацию: работники, выполняя определённый труд добиваются определённого результата; результат данного труда присваивается работодателем и реализуется. Стоит ли писать о том, что большую часть выручки работодатель присваивает себе, а меньшую отдаёт работникам? Думаю, что нет, т.к. многие и так это понимают. И такое положение вещей сегодня считается приемлемым т.к. люди “соглашаются” на такие взаимоотношения с обеих сторон. Но действительно ли они соглашаются или их вынуждают, рассмотрим чуть позже, а пока обратим внимание на вариант с работой на самого себя.

 Что если, только что выучившийся человек решит продавать свой труд на прямую минуя работодателя? То он столкнётся с множеством проблем и трудностей, к которым его не готовили в учебном заведении. Помимо своего основного ремесла, он должен будет освоить юридическую сторону вопроса, научиться контактировать с разными людьми, искать заказчиков/клиентов, грамотно управлять своими деньгами и постоянно анализировать рынок, на который он только что вышел. И большинство людей не готовы к таким трудностям, а значит, скорее всего “наломают дров” и вынужденно будут искать работодателя. Да, есть люди, которые справляются с этими вопросами, но их значительное меньшинство, и поэтому рассматривать мы их не будем.

Итак, прослеживается некая вынужденность поведения человека после окончания учебного заведения. Общественный строй вынужденно направляет большинство искать работодателя без понимания, как оценивать свой труд (чему, кстати, тоже не учат в учебных заведениях). Ведь если у человека не будет работы - не будет и денег. А когда денег нет, то человек становится не интересен нашему обществу, и он остаётся на “помойке социума”, как ненужный элемент т.к. почти все наши взаимоотношения в социуме основаны на деньгах. Нормальный человек не захочет такой участи, и вынужденно пойдёт только по одному оставленному ему пути – путь с работодателем.

Что же это за путь? Многие, кто прошёл его от самой молодости и до преклонного возраста могут нам поведать. Некоторые из них поведают о многочисленных несправедливых и даже оскорбительных условиях труда, а некоторые, даже под старость останутся довольны своим работодателем, считая, что так в нашей жизни и должно быть. Но одних и вторых объединяет то, что, проработав всю свою жизнь на работодателя они так и не разбогатели.

“Мир состоит из бездельников, которые хотят иметь деньги, не работая, и придурков, которые готовы работать, не богатея”. Бернард Шоу

  И даже если отбросить вариант с “просиживанием штанов” на раб. месте и рассматривать только действительно рабочее время, то сколько бы человек смог сделать и реализовать, работая всё это время только на самого себя? Явно гораздо больше, чем работая на кого-то. Почему же этого не происходит? Частично, мы уже ответили выше (из-за доп. проблем и трудностей, к которым человека не подготовили). Но есть ещё одна причина, по которой человек не идёт по пути самостоятельного труда – это приучение его психики и поведения к несамостоятельному существованию и мировоззрению с раннего возраста. Ещё со школы психика человека приучается вставать и ложиться в одно и то же время, всегда слушаться учителя (начальника), повторять (выполнять) всё то, что написано в учебнике без права усомнится в правильности написанного автором. И это тоже не случайно.

Ведь именно в дошкольном и школьном возрасте психика человека и его мышление наиболее динамичны. Обществу только остаётся сформировать своим влиянием нужное поведение и мышление под существующие условия. Иначе человек “не впишется” в систему и будет её отторгать. Да, в системном режиме образование и работодатели заодно. Осталось только определиться, а правильно ли эта система построена? Учитывая, что она почти не оставляет выбора человеку, то явно что-то здесь не то. Как мы выяснили выше, сейчас существует только иллюзия выбора. У человека есть вариант с работой на самого себя, но он многократно сложнее, чем работа у работодателя. А должно быть наоборот, т.к. поведение человека, которому не оставляют выбора, схоже с поведением раба. А значит у нас рабское общество, где паразитический класс богатеет за счёт рабского труда другого класса.  Не зря некоторые говорят, что слово “работа” несёт в себе смысл – “раб от я”, а слово “увольнение” что-то связанное с волей. Некоторые чувствуют такое подсознательное влияние и предпочитают говорить, что они не работают, а трудятся. Оно и понятно; никому не нравится осознавать себя рабом 21-го века. Но разве дело в слове? Наверное, не только в этом, но ещё и в истинном положении вещей.

Человеческий труд.

С явлением “работа” мы более или менее определились. Выяснили, что много несправедливого и неправильного существует в отношениях работник – работодатель. Чем же тогда отличается труд? Может это просто синонимы?

Сразу стоит пояснить, что в русском языке, понятие синоним появилось сравнительно недавно. До этого, такого понятия не существовало вовсе, т.к. не было надобности придумывать разные слова одним и тем же вещам или явлениям. Отсюда следует, что синонимов в русском языке не существует. Синонимом можно считать только аналогичное иностранное слово, которое пришло к нам и попало в речевой оборот. Поэтому, слова работа и труд тоже имеют разные значения.

Слово труд является источником таких слов как трудиться и трудный. Значения этих слов нам хорошо известно. Трудиться человек может над собой, своим домом, огородом и окружающим миром. Человек, который сознательно, по своему выбору и инициативе выполняет созидательные деяния называется трудящимся человеком. Если бы он делал всё то же самое не по своей воле, то это уже была бы работа и с качественно иным результатом. После работы, человек чувствует разбитость и угнетённость, а после труда – приятную усталость и душевную радость. Далеко не всегда человеку приходится заниматься только тем, чем хочется, но ещё и тем, что требуется. И если человек понимает, что как бы ему не хотелось занимается определённым вещами, но мимо них нельзя пройти и нужно обязательно заняться, то тогда работа тоже превращается в труд.

Слово трудность тоже не просто так рядом оказалось. Когда человек только представляет (прикидывает) что ему надо сделать для достижения определённой цели, то зачастую на него обрушивается ментальная лень из-за трудности поставленной себе задачи. Именно борьба с собственной ленью и добавляет трудность к определённому труду.

Трудиться, всегда считалось у нас обязательным качеством каждого человека.  Как говорится, труд облагораживает. И это действительно так. Человеческое сознание всегда с радостью воспринимает, когда видит, как люди трудятся. Приятно смотреть и сознавать, что человек старается что-то сделать или изменить. Когда же человек именно работает, то это воспринимается совершенно иначе. Трудолюбие – одно из самых прекрасных добродетелей в нашем обществе.

Человеческому труду очень многое подвластно. Почти не существует никакой бытовой или обыденной проблемы, которую невозможно было бы решить с помощью труда. Труд как минимум способен обеспечить хорошую и достойную жизнь человеку несмотря на его таланты и задатки. И наверное, только через труд, можно обрести так многими желаемое счастье. Проблема сегодня только в том, как обрести это трудолюбие? Как сделать так, чтобы труд стал потребностью человека?

Всё дело в мировоззрении человека. Если человек определил смысл своего существования как жизнь в своё удовольствие, то с таким подходом приобрести трудолюбие практически невозможно, т.к. цель его - постоянное потребление, а не созидание (праздное мировоззрение). И наоборот, если человек поставил развитие, познание и постоянное движение за рамки своего восприятия целью своей жизни, то без трудолюбия тут не обойтись. Оно само примкнёт к человеку и станет неотъемлемым качеством, которое постоянно будет требовать от него постоянных действий и проявлять нетерпимость к безделию. Наверное, некоторые из нас встречали подобных людей, которые не могут сидеть без дела и чувствуют себя неспокойно, когда вроде все дела переделаны и нечем заняться. Это прямо указывает на наличие у них трудолюбия и косвенно на наличие созидательного мировоззрения.

Как же его обрести? Тут тоже потребуется интеллектуальный труд над самим собой и умение пересматривать свои позиции вплоть до противоположенных. Человек должен переосмыслить свои жизненные ценности, принципы, взгляды и отношение ко многим вещам. Чётко определить для себя, что действительно важно, а что нет. Уметь признавать свои ошибки в суждениях, которые он многими годами защищал. И когда он самостоятельно придёт к выводу, что развитие – это обязательная составляющая его жизни (хотя и очень трудная), вот тогда он будет готов принять трудолюбие и соответствующее мировоззрение.

Сегодня, мировоззрение человека очень сильно недооценено как фактор влияния на его поведение и жизнь в целом. Это касается не только вопроса работы и труда. Правильное и эффективное мировоззрение, которое делает человека вольным - уничтожается, а что уничтожить не удалось – замалчивается, а что замолчать не удалось – утопает в демагогии и подвергается осуждению. Паразитический класс прекрасно понимает силу правильного человеческого мировоззрения и поэтому основательно поработало над тем, что б у населения его никогда не было. Иначе управлять вольными людьми у них не получиться, а значит и паразитировать на их труде. Это для них классовая смерть, которой они страшатся больше всего.

Поэтому, если человек хочет жить в хорошем, нравственном и справедливом обществе, где нет лжи, подлости, безнаказанности и тотальной несправедливости, то он обязан измениться, обрести вольное мировоззрение и оказывать сопротивление в каждой несправедливой ситуации, с которой он столкнётся. И обязать он должен сам себя и по своей воле, а не родители, учителя,  проповедники, родина, и уж тем более не существующее паразитическое общество.