Зачем нужна философия?

Философия, как наука зародилась настолько давно, что дату или век никто и не скажет. По сути, она зародилась именно в тот момент, когда человек обрел такое качество, как осознанное размышление. Что это значит? Это значит то, что человек начал задавать себе вопросы, зачем мы живём, куда идём и какими путями надо идти? Т.е. человек начал сознательно выделять в себе человеческую сущность, нарабатывать нравственность и рассудительность, т.е. философствовать. Философия – это процесс. Процесс рассудительности, поиск решений, ответов и приемлемых путей развития как для себя, так и для народов. Человеческая мысль, разумно обоснованная, создаёт вектор движения (развития) в направлении к той цели, которая должно быть достигнута человеком или человечеством, по мнению философа.

Но какая польза человеку от всех этих рассуждений? Ведь там толку мало, никакой конкретики и никаких инструкций к действиям. На самом деле, это не совсем так.  Даже если искать в философии что-то конкретное и с инструкциями, то можно найти труды философов с явными указаниями, как поступать в определённых ситуациях. Например, Макиавелли в своём труде “Государь” и Платон в своём труде “Государство” дают советы, какие решения надо принимать (действовать) для достижения определённых целей государственного масштаба. Это одни из самых известных примеров.  Но философия в большей степени направлена не на инструкции к применению в обыденной жизни, а на нравственный аспект человека и человечества, его мышление, и вектор, по которому должен двигаться человек и человечество.

“Этика есть философия убеждения” - И.Кант.
 

Дело в том, что человек читающий философские рассуждения по какому-либо вопросу, может найти в этих рассуждениях и умозаключениях приемлемые для себя жизненные позиции и принципы, взять их на вооружение, и следовать им в своей обыденной жизни. Или даже он может увидеть в мыслях философа настолько резонирующую с ним идею, что это станет частью его мировоззрения и одной из целей в его жизни.  Философия очень сильно может повлиять на поведение человека. Но как бы не были заразительны идеи философов, определяющее значение окажет сила восприятия человека. Именно восприятие определит, пройдёт ли данная идея в голову или нет…но это уже больше вопрос психологии.

Но даже тут этот психологический момент играет важную роль, т.к. читающий философию “видит” как мыслят другие люди. Ведь все известные философы всегда обосновывают свои суждения и выводы. Рассказывают, как они дошли до этого. “Увидев” совершенно новый взгляд на какое-либо явление или обнаружив совершенной новую грань известного явления, читающий, хорошо способствует развитию собственного мышления и укрепляет веру в собственный разум. Разум, который способен на гораздо большее, чем сейчас. Другие смогли додуматься, и я смогу. Мы люди, и нашему разуму это под силу.

И речь тут идёт не о следовательских методах раскрытия преступлений и о логических загадках, а о вопросах, имеющих гораздо больший масштаб. Вопросы мировоззрения, развития мысли человека и человечества в целом. И главное, философия отвечает на вопрос - как должен мыслить человек чтобы разобраться в том или ином вопросе?

Философия - наука?

Если с философией, в общих принципах, мы определились, то что же подпадает под науку? Сначала посмотрим в словарь Даля:

НАУКА - чему учить или учатся; всякое ремесло, умение и знание; но в высшем значении зовут так не один только навык, а разумное и связное знание: полное и порядочное собрание опытных и умозрительных истин, какой-либо части знаний; стройное, последовательное изложение любой отрасли, ветви сведений.

Исходя из определения, философия подпадает под науку. С маленьким замечанием, философия – самая неточная наука из всех точных и неточных наук. Философские позиции настолько различны, что прямо противоречат друг другу. И тем не менее, эти позиции уживаются под покровом философии. Есть такое слово в философии – парадигма. Парадигма – это когда человек занимает позицию с конкретными взглядами, убеждениями, представлениями, а все противоположенные позиции отторгает. Похожая ситуация существует и в науке, когда человек занимает определённую позицию фундаментальных научных установок, терминов и представлений, которые уже общеприняты в научном мире. Но если кто-то не соглашается с фундаментальными научными установками, указывает на существующие ошибки и выдвигает новые взгляды, то научный мир, из-за своей консервативности, выталкивает новые взгляды из-под покрова науки, и объявляет это антинаукой. В этом плане, наука – старая строгая училка. Минимум гибкости.

Но вот что интересно. Ведь когда-то, каждая существующая общепризнанная теория в научном мире имела своё начало в философских рассуждениях. Философы только предполагали, что наверное, это устроено так-то, а это сяк-то. Потом эти предположения обретали законченную форму (гипотезу), потом эту гипотезу (предположение) доказывали (и тогда гипотеза обретала вид теории), и, если была такая возможность, проверяли эту теорию на практике. Ну а если и на практике теория себя оправдала, то пускали эту теорию в научный мир. А некоторые теории пустили в научный мир и без размеренных научных испытаний…

Интересно получается…научный мир ругается на бестолковость философии, но по сути философия – мать всех наук. Именно философы своими предположениями и рассуждениями дали начало многим идеям, которые в последствии развил научный мир. А значит философия – это наука. Только, как указывалось выше, очень неточная и очень запутанная для неподготовленного читателя.

Язык изложения.

Философские рассуждения в письменной форме носят особый вид. Стиль изложения мысли или идеи сильно отличается от художественной литературы, что вынуждает неподготовленного читателя перечитывать одно и то же предложение по нескольку раз, чтоб не утерять нить рассуждения, по которой ведёт автор. Почему они так поступают? Хорошо бы спросить у них, да только большинство из них уже покинули наш бренный мир.

Этому явлению предшествует несколько причин:

- Философская мысль, или идея, имеет большой образ, который сложно выразить в словесном виде. Человеку порой сложно описать свои ощущения, сказать, что он чувствует в определённой ситуации, а уж точно передать философскую мысль - задача не из лёгких.

- Даже если философ внятно говорит/пишет и владеет ясным изложением, не всегда человек готов к непредвиденному ходу мысли философа. Сознание читающего может быть сильно “закрыто лошадиными шорами”, и он попросту не поймёт суть написанного. Слова все знакомые, а суть непонятна.

- Далеко не все философы были русскоговорящими, и мысли свои они излагали на своих родных языках, а уже потом их труды переводили на русский язык. И тут важно точно выразить мысль автора на другом языке, ничего не потеряв и ничего лишнего не добавив. Это касается и всех других направлений, но философию особенно.

- Терминология. Часть философов подразумевает, что читатель/слушатель будет уже знаком с некоторыми терминами и поэтому не тратит время на разъяснение оных. У философии есть своя аудитория, которой интересно данное направление, и они уже, волей-неволей, знакомы с некоторыми понятиями и явлениями в философском мире.

Все вышеперечисленные причины не являются существенными. И здесь нет ничего нового. Каждый человек, когда сталкивается с чем-то качественно новым, он может растеряться или “встать на месте” чтоб хоть немного осознать, что вообще происходит. Спустя какое-то время он осваивается и идёт дальше. Так же и с философией. Открытое сознание никогда не отвернётся от новых мыслей и идей, так же как и закрытое сознание будет резонировать только с тем, что уже ему известно.

Грань.

“Не слушайся ничьих советов, в том числе и этого” – Сократ.

Как в искусстве существует многовековой спор, что можно назвать искусством, а что нельзя, и где провести эту грань, так и в философии споры на эту тему до сих пор актуальны. Какое рассуждение можно назвать философским, а какое нет?  Тут есть один хитрый момент:

В искусстве, можно дать определение, что такое искусство, и всё, что не попадает под это определение, искусством не считается и наоборот. Сложность заключается только в том, чтоб найти такое точное определение. У философии же другой подход. Философия подразумевает, что человек сам должен дать определение философии, развить свою мысль, и самостоятельно решить, что есть философия, а что нет. Не всем это подходит, но такова суть.

И естественно, почти все философы сталкивались с тем, что простые балаболы “генерировали” потоки ерунды и называли это философией. Как же определить стороннему человеку, кто из них философ, а кто балабол, не углубляясь в этот вопрос? Есть ответ и на этот не простой вопрос…

"Философия - постоянная жажда знания бытия" – Платон.

Все древние известные философы указывают на одну из основных задач философии – познание истины. Познание истины в природных явлениях, человеческого мышления и бытия. Если рассуждения человека приближают к решению этой задачи, или хотя бы указывают разумный путь для этого, то это рассуждения философа. Если нет, то нет. В философии доминирует позиция – истина всегда одна. Мало кто придерживается убеждения “у каждого своя правда”, т.к. это обрекает действительно ищущих на бесконечные скитания по лабиринту. Может быть множество путей поиска истины, но всё равно, все эти пути приведут к одному умозаключению по какому-либо вопросу. Пусть указанный философами путь размытый, мало понятный, и не известно, как далеко он заведёт, но он есть, и это возможность пройти по нему, и узнать, что же скрывает грань неизведанного.

На первый взгляд кажется, что грань, разделяющая философию и не философию, существует. По одну сторону лежат искренние человеческие стремления познать истину бытия, а по другую “хождения вокруг да около” и пр. болтовня. Грань эта широкая, изгибистая, динамическая, её сложно узреть, но она требуется для отсечения ерунды. Но на второй взгляд, грани этой не существует, потому что эта грань существует только в человеческой голове. Именно человеческая мысль, в силу своего суждения, проводит эту грань. А сила суждения (и мышления) у всех разная, и допускается такой вариант, где в рассуждениях человека нет места границам между условностями. Ведь имена данные наукам – условности. Какая разница стремящемуся познать истину бытия, как называются процесс познания на человеческом языке? Совершенно не важно… Стремящегося познать истину интересует только истина, и путь, по которому он идёт к ней.  Человеческое мышление имеет безгранично громадный потенциал. Нужно только овладеть им.

Человек и философия.

"Человек — не статистический центр мира, как он долго полагал, а ось и вершина эволюции, что много прекраснее“ - Тейяр де Шарден.

О сколько философских трудов написано о недооценке человека. Как философы сокрушаются и угнетаются в своих трудах с одной простой мыслью – как люди так себя недооценивают?! Человек, как существо наделённое сознанием, разумом и громадным потенциалом роста, способно проникнуть своим мышлением в самые потаённые тайны  Большого Космоса, а большинство из нас даже не обращает на это внимание. Существующее паразитическое общество убедило человека, что это невозможно, и он поверили в это. Хитро придумано. Паразиты не ограничили человеческое мышление, а заставили его поверить в эту ограниченность, и человек сам себя ограничил.

Философская мысль частично позволяет отбросить эти грани. Философы как бы говорят: “Посмотри сюда, а потом туда, и ещё вон туда обрати свой взор”, и даже на всем известные вещи, философы обращают внимание, только совершенно под другим углом. Человек смотрит, удивляется, и думает: ”как же я этого не замечал?”. Именно в такие моменты грани человеческого мышления падают.  И чем больше таких граней падёт, тем быстрее человек сможет самостоятельно расширять свои грани мышления и гибкость мысли, и всё уже без помощи философский трудов. Человек становится сам себе философом. Другими словами – хозяином своего разума.

И вот тут только и начинается самое интересное. Человек, понявший, как правильно пользоваться собственным сознанием, мышлением, развитием и какую роль играет нравственность в его жизни, обретает больший контроль над своей жизнью, чем имел до этого. Его интересы и поведение постепенно меняются, он начинает больше слушать себя, развивать интуицию, и двигаться вперёд. Человек с радостью будет делится своими находками, указывать пути, и рассказывать, куда они ведут. Уже он будет проводником к новому для других, как когда-то были философы для него.

Именно философы выделяют человеческие качества в людях. Говорят, как важно быть человеком, а не разумным животным. Обращают наше внимание, что не просто так нам свойственно выделять себя в окружающей среде. Побуждают трудиться над собой, созидать, стремиться к истине, развивать нравственность и всё то, что свойственно человеческому началу. Да, этим занимаются не только философы, но и другие, но именно философы подчёркивают главное в людях – человечность. Быть человеком, не значит просто иметь человеческих облик. Быть человеком, это значит подняться над своим животным началом взяв его под контроль, это значит посвятить свою жизнь созиданию а не прозябанию, это значит сохранять нравственность живя в безнравственном обществе, это значит стягивать ответственность на себя, за то, что было сделано и не сделано, это значит верить в собственные силы, а не рассчитывать на помощь других.

Философия нужна и важна для человека. Не всем она по нраву, но как говорится “каждый из нас немного психолог” точно так же “каждый из нас немного философ”. И чем больше мы будем развивать в себе эти “немного”, тем лучше будет наша жизнь и общество в целом.

 

В итоге, кратко, зачем человеку философия:

- Помогает воспитать в себе человеческое начало. Нравственность.

- Развивает навык самостоятельного мышления.

- Развивает навык, который позволяет “увидеть”, как мыслят другие люди.

- Намечает человеку генеральные вектора развития в его жизни.

- Помогает сформировать мировоззрение.

“Философия помогла мне обратить внимание на самого себя” – нем. Johann Wolfgang von Goethe.